Агнозия: что это такое? симптомы, лечение и виды агнозий

Содержание

Прогноз

Некоторые пациенты с агнозией восстанавливают свою сенсорную функцию. В большинстве случаев выздоровление происходит в течение первых трех месяцев и в различной степени может продолжаться до года. Прогноз зависит от возраста пациента, этиологии (причины), типа, размера и расположения пораженной области, степени поражения, эффективности терапии.

Для большинства пациентов с агнозией полное выздоровление невозможно, и качество жизни ухудшается. В зависимости от того, какая система органов поражена, может быть рекомендован какой-либо вид терапии. Даже когда происходит выздоровление, оно почти никогда не бывает полным. По большей части прогноз неблагоприятный, и люди нуждаются в пожизненном уходе и тщательном наблюдении.

Что такое агнозия?

Агнозия часто проявляется как симптом другого заболевания, которое нужно лечить. Что такое агнозия? Это нарушение восприятия, когда человек не узнает или не распознает некий внешний раздражитель при сохранности чувствительности и сознания. У индивида отмечается полноценная работа всех органов чувств, через которые он воспринимает мир. Патология отмечается уже на этапе восприятия и синтеза информации, что происходит в головном мозгу.

Причиной агнозии отмечается повреждение отделов головного мозга, в которых и происходит обработка информации. Человек анализаторами воспринимает поступающую информацию, только его мозг не может адекватно ее обработать, чтобы выдать конечный результат.

Уровень хиазмы или уровень перекреста зрительных нервов:

2.3. Алкогольная анозогнозия у родных и близких пациента

Приняв во внимание
параллелизм проявлений зависимости и
созависимости, почти все вышесказанное
об анозогнозии в отношении больных
алкоголизмом в равной мере можно отнести
и к членам их семей, к созависимым. Аналогом
патологического влечения к алкоголю у
созависимых являются:

Аналогом
патологического влечения к алкоголю у
созависимых являются:

а) концентрация
внимания на другом, когда мысли о
химически зависимом занимают неподобающе
большое место;

б) навязчивость,
а порой и компульсивность поведения
созависимых, когда те, невзирая на
неэффективность и вредные последствия
собственных действий снова и снова
стремятся к установлению новых
деструктивных коммуникаций, снова и
снова стремятся получить новую дозу
своего «яда» нездоровых отношений.

Созависимые, как
и больные алкоголизмом, не представляют,
с чем имеют дело. Они видят перед собой
только малую часть болезни, а большая
— остается скрытой от их взгляда, не
осознается ими. Именно поэтому созависимые
не могут действовать эффективно. Как и
больные алкоголизмом, они не понимают
своей роли в картине этой болезни. Не
знают, какие рычаги влияния на химически
зависимого в их руках и не умеют эффективно
пользоваться ими.

Пытаясь избежать
травмирующей информации, правды о себе
и болезни, созависимые используют все
формы психологической защиты:
рационализацию, минимализацию, вытеснение
и иные, но более всего отрицание. Они
склонны иг­норировать проблемы или
делать вид, что ничего серьезного не
происходит («просто вчера опять он
пришел пьяный»). Созависимые видят
только то, что хотят видеть, и слышат
только то, что хотят слышать.

Отрицание помогает
созависимым жить в мире иллюзий, поскольку
правда настолько болезненна, что они
не могут ее вынести. Отрицание — это
тот механизм, который дает им возможность
обманывать себя. Жена больного алкоголизмом
продолжает десятилетиями верить в то,
что он бросит пить и все само собой
изменится без ее активного участия.

Созависимые
отрицают у себя наличие признаков
созависимости
. Именно отрицание мешает
мотивировать их на преодоление собственных
проблем, попросить помощи, затягивает
и усугубляет химическую зависимость у
близкого, позволяет прогрессировать
созависимости и держит всю семью в
дисфун­кциональном состоянии .

Больной алкоголизмом
продолжает пьянствовать и уклоняется
от лечения далеко не только потому, что
у него нет установки на лечение и
трезвость, критики к своему состоянию
и болезни, но и в значительной мере
потому, что созависимые не предпринимают
достаточно эффективных мер для его
отрезв­ления.

Химически зависимый
не способен сделать правильных выводов
и обратиться за помощью в силу своего
болезненного состояния и прежде всего
из-за алкогольной анозогнозии. Но отчего
созависимые не обращаются за помощью
к специалисту, а если и обращаются, то
отказываются выполнять его рекомендации
в силу того, что: «это не поможет», «я
своего мужа лучше знаю», «я его боюсь»,
«я уже все перепробовала», «у мня сил
не осталось» и др.? Они-то здоровы!? Но в
том-то и дело, что их состояние не менее
болезненно, чем состояние химически
зависимого. И одним из важнейших признаков
этого состояния является анозогнозия
— отсутствие у созависимых желания
принять помощь врача-психотерапевта и
жить счастливо, выраженного на уровне
поступков, отсутствие критичного
отношения к своему состоянию и болезни.
При этом предполагается, что созависимые
в соответствии с образованием, воспитанием,
постоянно получаемой информацией (в
том числе от врачей психиатров-наркологов),
личным опытом должны знать как поступать,
если в семье есть психически больной,
отрицающий у себя наличие болезни, —
самим обратиться к врачу и выполнить
все его рекомендации.

Таким образом,
алкогольную анозогнозию при хроническом
алкоголизме следует рассматривать как
один из основных психопатологических
феноменов, выраженный как у химически
зависимого, так и у созависимых.

Выявление агнозий

Несмотря на то, что агнозии не являются частой патологией, их диагностика должна осуществляться комплексно. Чаще всего гностическую дисфункцию обнаруживают у взрослых. Однако не редки случаи выявления симптомов агнозий у ребенка (в младшем возрасте речь ведут о задержке формирования центров гнозиса, в пубертате могут быть диагностированы истинные агностические нарушения).

Пациента с подозрением на нарушения познавательных функций должен осмотреть невролог с целью выявления очагового неврологического дефицита. Наличие дополнительных симптомов может помочь осуществить топическую диагностику и выявить зону поражения головного мозга. Симптомы истинного познавательного расстройства и псевдоагнозии сходны. Поэтому в ряде случаев требуется применить дополнительные инструментальные методы выявления патологического процесса (КТ или МРТ, ЭЭГ, другие) с целью оценки сохранности третичной интегральной системы мозга.

Для уточнения вида агнозий проводится ряд нейро-психологических тестирований. В него включаются специально разработанные материалы, позволяющие оценить высшие корковые функции в целом и их отдельные проявления в частности.

Для оценки состояния зрительного гнозиса пациенту предлагают рассмотреть изображения предметов, людей, животных, растений, цветовых схем. Часть картинок может быть заштрихована или закрыта изогнутой линией (так называемые, зашумленные рисунки). Дополнительно пациенту предлагается рассмотреть изображения частей предмета, с их помощью может быть выявлена симультанная агнозия.

При проверке наличия патологии акустических гностических функций больного просят закрыть глаза и воспроизводят наиболее распространенные звуки (чаще всего хлопают в ладоши, дают послушать тикающий будильник, гремят ключами).

Для выявления астереогноза врач дает в руки пациенту предмет, который он должен ощупать с закрытыми глазами, после чего определить, что это. Нарушения схемы тела устанавливают путем опроса больного.

Для уточнения степени формирования гностических функций у детей существуют подобные нейропсихологические материалы, адаптированные для ребенка определенного возраста.

Лечебные мероприятия

Агнозия – это не самостоятельное заболевание, а лишь клиническое проявление, синдром основной патологии. Вследствие этого основное лечение должно воздействовать на причины развития нарушений познавательных функций.

Лечение агнозий должно идти с учетом первичного заболевания, выступившего причиной развития гностических нарушений.

Симптоматическим лечением, способствующим восстановлению разорванных нейронных связей между первичными проекционными зонами коры, служит средовая адаптация, социализация и обучение пациента

Важно помнить о нейропластичности головного мозга – способность церебральных нейронов меняться под действием опыта и восстанавливать утраченные нервные связи между ними. Однако со временем подобная активность мозга становится ниже

Коррекция гностических функций легче идет у детей и лиц молодого возраста. Поэтому крайне важно своевременно обратиться за медицинской помощью. 

Оцените эту статью:

  • 4.24

Всего голосов: 105

Обзор

Высшие гностические зрительные функции обеспечиваются прежде всего работой вторичных полей зрительной системы (18-е и 19-е) и прилегающих к ним третичных полей коры больших полушарий. Вторичные 18-е и 19-е поля расположены как на наружной конвекситальной, так и на внутренней медиальной поверхностях больших полушарий. Они характеризуются хорошо развитым III слоем, в котором осуществляется переключение импульсов из одного участка коры в другой.

В 1959 году У. Пенфилдом и Г. Джаспером был проведен ряд исследований, в ходе которого было обнаружено, что при электрическом раздражении 18-го и 19-го полей появляются сложные зрительные образы. Причем не отдельные вспышки света, а знакомые лица, картины, иногда какие-то неопределенные образы. Основные сведения о роли этих участков коры больших полушарий в зрительных функциях получены из клиники локальных поражений головного мозга. Было показано, что поражение этих областей коры и прилегающих к ним подкорковых зон приводит к различным нарушениям зрительного гнозиса. Данные нарушения получили название зрительных агнозий. При всех формах расстройств зрительного гнозиса элементарные сенсорные зрительные функции остаются относительно сохранными, однако у них нарушен гностический уровень работы зрительной системы. В некоторых случаях наблюдаются также нарушения сенсорных функций, а не только гностических.

Зрительная агнозия была впервые описана в 1881 году немецким физиологом Г. Мунком. Мунк работал с собаками с поражениями затылочных долей мозга. Он обнаружил, что «собака видит, но не понимает» того, что видит; собака как будто бы видит предметы (так как не наталкивается на них), но «не понимает» их значения. Естественно, что у человека нарушения зрительных функций протекают значительно сложнее. В клинике локальных поражений головного мозга описаны разнообразные формы нарушений высших зрительных функций, или разные формы зрительных агнозий. Сам термин «агнозия» впервые был использовал в 1891 году Зигмундом Фрейдом, который занимался изучением функций нервной системы. Описанные им случаи нарушений высших зрительных функций были обозначены как «зрительная агнозия».

Предметная агнозия

Предметная
агнозия возникает при поражении «ши­рокой
зоны» зрительного анализатора и может
быть оха­рактеризована
как отсутствие процесса узнавания или
как нарушение
целостности восприятия предмета при
воз­можном
опознании отдельных его признаков или
частей. Она
может иметь различную степень выраженности
— от максимальной
(агнозия реальных предметов) до
мини­мальной
(трудности опознания контурных изображений
в
зашумленных условиях или при наложении
друг на друга). Как
правило, наличие развернутой предметной
агнозии свидетельствует
о двустороннем поражении затылочных
отделов.

При
односторонних поражениях структура
зрительной предметной агнозии различается.
Поражение левого полу­шария
в большей степени проявляется нарушением
вос­приятия объектов по типу перечисления
отдельных дета­лей, в то время как
патологический процесс в правом
по­лушарии
приводит к фактическому отсутствию
акта идентификации.

Проекты по теме:

Причины патологии

Агнозия — это нарушение вторичных, проекционно-ассоциативных процессов в коре головного мозга. То есть, органы чувства человека работают нормально, сигналы от них продолжают поступать к нужным участкам коры, но именно на этом участке происходит «поломка». Уже знакомая информация не воспринимается мозгом и человек не может распознать увиденное, услышанное или то, что он почувствовал. Такое состояние очень мучительно для больного и не всегда правильно воспринимается окружающими, которые считают симптомы заболевания симуляцией или проявлением плохого воспитания.

Агнозия может возникнуть при повреждении нейронных связей из-за:

  • Инфекционных и вирусных заболеваний, поражающих нервную ткань;
  • Гипоксии головного мозга и кровоизлияниях;
  • ЧМТ и сотрясениях мозга;
  • Новообразования центральной нервной системы;
  • Наследственных заболеваний и дегенеративных процессов;
  • Перинатальных поражениях ЦНС у детей.

От места повреждения коры зависит характер поражения и вид агнозии. Так, например, истинный астереогноз обусловлен поражением постцентральных областей коры, а симультанная агнозия – возникает при повреждении затылочной доли в передней части. Чаще всего диагностируются зрительные агнозии, которые развиваются при патологиях затылочных долей.

История изучения

В 1909 году венгерский психиатр М. Балинт описал случай двустороннего поражения затылочно-теменной области головного мозга, при котором у больного наблюдалось сужение объема зрительного восприятия. Больной различал объекты и их изображения, но он не мог одновременно воспринимать несколько объектов. Больной мог одновременно воспринимать только один объект, вне зависимости от его размеров. Это нарушение сопровождалось симптомом атаксии взора (невозможность плавного перевода взора с одного предмета на другой).

Французский психолог и психиатр Пьер Жане описал симультанную агнозию у польского офицера после двустороннего ранения теменной области головного мозга. У него наблюдалось сужение зрительного восприятия и зрительных представлений. Он мог одновременно представить или припомнить только один зрительный объект.

Похожие наблюдения были проведены Г. Холмсом в 1919 году, позднее, в 1959 году, — А. Р. Лурией. Во всех описанных случаях наблюдалось нарушение синтеза элементов в целые группы.

Презентация

Слуховую вербальную агнозию можно назвать чистой афазией, потому что она имеет высокую степень специфичности. Несмотря на неспособность понимать речь, пациенты со слуховой вербальной агнозией обычно сохраняют способность слышать и обрабатывать неречевую слуховую информацию, говорить, читать и писать. Эта специфика предполагает, что существует разделение между восприятием речи, обработкой неречевого слуха и обработкой центрального языка. В поддержку этой теории существуют случаи, когда нарушения обработки речи и неречевой информации по-разному реагировали на лечение. Например, некоторые методы лечения улучшили понимание письменной речи у пациентов с течением времени, в то время как у тех же пациентов сохранились критические нарушения речи.

Термин «глухота в чистом виде» употребляется неправильно. По определению люди с чисто словесной глухотой не являются глухими — при отсутствии других нарушений у этих людей нормальный слух на все звуки, включая речь. Термин «глухота» происходит от того факта, что люди с AVA неспособны понимать речь, которую они слышат. Термин «чистое слово» относится к тому факту, что восприятие вербальной информации выборочно ухудшается в AVA. По этой причине AVA отличается от других слуховых агнозий, при которых нарушается распознавание неречевых звуков. Классическая (или чистая) слуховая агнозия — это неспособность обрабатывать звуки окружающей среды. Интерпретирующая или рецептивная агнозия (амусия) — это неспособность понимать музыку.

Пациенты с чисто словесной глухотой жалуются, что звуки речи просто не регистрируются или что они, как правило, не воспроизводятся. Другие утверждения включают в себя звучание речи, как если бы она была на иностранном языке, слова, имеющие тенденцию сливаться вместе, или ощущение, что речь просто не связана с голосом пациента.

Симптомы агнозии

Симптомы агнозии распознаются по тем проявлениям, которые возникают. В зависимости от области поражения головного мозга, возникают те или иные виды агнозии, которые и рассматриваются. К примеру, повреждение затылочно-теменной доли приводит к тому, что человек способен увидеть предмет, но не может его назвать. А повреждение височного отдела приводит к неспособности воспринять знакомую речь (она слышится как набор звуков).

В зависимости от того, какой вид агнозии проявляется, определяются те или иные симптомы:

  1. Человек не способен ориентироваться в пространстве и по карте.
  2. Человек не может распознать предметы на ощупь.
  3. Человек не воспринимает наличие у себя дефектов, хотя они бесспорно имеются.
  4. Человек безразлично относится к тому, что у него имеются дефекты.
  5. Человек не может распознать звуки, их характера, источника происхождения и пр.
  6. Человек неправильно воспринимает собственное тело, которое кажется ему другой формы или с разным количеством.
  7. Человек не узнает знакомые лица, однако помнит данные об этих людях.
  8. Человек не видит картины в целом, хотя узнает отдельные предметы в ней.
  9. Человек видит лишь половину пространства.

Затылочный отдел головного мозга – нейропсихологические синдромы поражения

             Затылочная область больших полушарий мозга обеспечивает, как известно, процессы зрительной перцепции. При этом собственно зрительная перцептивная деятельность (зрительный гнозис) обеспечивается работой вторичных отделов зрительного анализатора в их взаимосвязи с теменными структурами. Поражения затылочных отделов мозга (как левого, так и правого полушарий) являются предпосылкой и причиной нарушения зрительно-перцептивной деятельности, прежде всего в виде зрительных агнозий.

            В последнее время получены данные о роли и медиальных отделов затылочных областей мозга в процессах зрительного восприятия. Поскольку последние могут нарушаться при локализации патологического процесса на медиальной поверхности затылочных отделов мозга.

        Следует отметить, что разнообразие описываемых вариантов нарушения зрительно-перцептивной деятельности определяется парциальностью ее дефекта в отношении различных видов зрительного материала (реальные предметы, их изображения, цвета, буквенные и цифровые символы, лица знакомых людей и т.д.) и различных уровней реализации зрительной перцепции как сложной целенаправленной деятельности, опирающейся на актуализацию сформировавшегося в онтогенезе прошлого опыта (актуализация зрительных представлений, целостное комплексное симультанное восприятие зрительных стимулов, возможность осознанной идентификации зрительно предъявляемых объектов, установление интрамодальных связей между различными характеристиками информации, поступающей к зрительному анализатору, и интермодальных связей, необходимых для категоризации зрительных стимулов на речевом и мыслительном уровнях).

          К сказанному об ОПА следует добавить три положения, важных в диагностическом аспекте.

Агнозия

      Само название этого явления – “односторонняя пространственная агнозия” – подчеркивает его системный характер. Также включенность феномена в патологию различных модальностей

И, что очень важно, его комплексную структуру, в основе формирования которой лежит пространственный радикал. В этом смысле ОПА в ряду зрительных агнозий занимает особое место как частное проявление более сложного (возможно, и по уровню интеграции пространственных функций) синдрома

Почему же нередко клиницисты и психологи говорят об ОПА именно в связи со зрительной системой? В значительной степени это объясняется доступностью клинико-экспериментального видения данного явления в зрительно-перцептивных пробах. Однако его легко обнаружить в тактильной сфере (игнорирование стимула – прикосновение к левой руке при синхронном прикосновении к правой), в двигательной (игнорирование левой руки в двуручных пробах) и слуховой (игнорирование стимулов, предъявляемых на левое ухо, в методике дихотического прослушивания). Обнаруживается ОПА и в поведении больного; больной не использует левую руку; “забывает” надеть тапочки на левую ногу; натыкается на предметы, расположенные слева, при передвижении в пространстве и т.п.

        Кроме того, в последнее время развивается представление об отношении именно правого полушария к индивидуально-смысловым образованиям в структуре личности. Последнее обстоятельство может быть причиной искажения при поражении правого полушария внутренней картины болезни в ее сенсорных и личностно-оценочных составляющих.
Самостоятельное диагностическое значение в нейропсихологической практике представляют другие виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, лицевая, символическая и цветовая.

         Предметная агнозия возникает при поражении “широкой зоны” зрительного анализатора и может быть охарактеризована либо как отсутствие процесса узнавания. Либо как нарушение целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей. Невозможность зрительной идентификации объекта внешне может проявляться как перечисление отдельных фрагментов предмета или его изображения (фрагментарность), так и вычленение только отдельных признаков объекта, недостаточных для его полной идентификации. Соответствующими этим двум уровням проявления предметной агнозии примерами будут: опознание изображения “очков” как “велосипеда”, поскольку есть два круга, объединенных перекладинами; опознание “ключа” как “ножика” или “ложки”, с опорой на выделенные признаки “металлическое” и “длинное”.

       Прежде чем переходить к описанию этой формы зрительных расстройств, отметим, что в случае одностороннего поражения “широкой зрительной зоны” можно видеть модально-специфическое нарушение произвольного запоминания последовательности графических стимулов. Оно проявляется в сужении объема воспроизведения при поражении левого полушария и наиболее отчетливо выступает при введении интерферирующей задачи. Модально-специфический мнестический дефект в зрительной сфере при поражении правого полушария обнаруживается в трудностях воспроизведения порядка следования элементов, входящих в запоминаемую последовательность графического материала.

       Симультанная агнозия возникает при двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Суть этого феномена в крайнем его выражении состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе. Воспринимается только один предмет, точнее, обрабатывается только одна оперативная единица зрительной информации, являющаяся в данный момент объектом внимания пациента. Например, в задании “поставить точку в центре круга” обнаруживается несостоятельность больного, так как требуется одновременное восприятие во взаимосвязи трех объектов: контура круга, центра его площади и кончика карандаша. Больной же “видит” только один из них. Симультанная агнозия не всегда имеет такую отчетливую выраженность. В ряде случаев наблюдаются лишь трудности в одновременном восприятии комплекса элементов с потерей каких-либо деталей или фрагментов. Эти трудности могут проявляться при чтении, при срисовывании или при самостоятельном рисунке.

          Нередко симультанная агнозия сопровождается нарушением движений глаз (атаксия взора).

       Одностороннее поражение левой затылочно-теменной области может привести к нарушению восприятия символов, характерных для знакомых пациенту языковых систем. Нарушается возможность идентификации букв и цифр при сохраненности их написания (символическая агнозия). Необходимо отметить, что в чистом виде буквенная и цифровая агнозия встречается достаточно редко. Обычно при более широком поражении с “захватом” собственно теменных структур с их функцией пространственного анализа и синтеза нарушается не только восприятие. Но и написание и списывание графем

Тем не менее важно, что этот симптом имеет левополушарную локализацию

        Агнозия на лица, напротив, проявляется при поражении правого полушария мозга (средних и задних его отделов). Это избирательный гностический дефект. Он может иметь место в отсутствие предметной и других агнозий. Степень его выраженности различна. От нарушения запоминания лиц в специальных экспериментальных заданиях, через неузнавание знакомых лиц или их изображений (фотографий). До неузнавания самого себя в зеркале. Кроме того, возможно избирательное нарушение либо собственно лицевого гнозиса, либо запоминания лиц.

       В чем специфика “лица” как зрительного объекта по сравнению с предметом?

     Нам представляется, что восприятие лица, во-первых, детерминировано очень тонкими дифференцировками целостного объекта. (“лица неясным выраженьем”) при сходстве основных признаков (2 глаза, рот, нос, лоб и т.д.), которые анализу обычно не подлежат, если в лице все в порядке. Интерпретация нарушения лицевого гнозиса в связи с дефицитарностью целостного восприятия объекта подтверждается данными о трудностях игры в шахматы, имеющих место у больных с поражением правого полушария. Ранее игравшие в шахматы больные отмечают, что они не могут оценивать ситуацию на шахматной доске в целом, что приводит к дезорганизации данной деятельности.

         Во-вторых, в восприятии лица всегда содержится вклад индивидуальности воспринимающего, усматривающего в лице нечто свое, субъективное, даже если это портреты известных людей. Специфика воспринимаемого яйца и в его неповторимой целостности, отражающей индивидуальность “образца”, и в отношении воспринимающего к оригиналу. Выше уже говорилось о роли правого полушария в непосредственных, чувственных процессах, о его “смысловой” функции. Как минимум по этим основаниям, становится понятной поломка функции восприятия лиц при поражении именно правого полушария мозга.

Зрительные агнозии.

Зрительные агнозии — поражение 18, частично
19 полей.

Виды зрительных агнозий:

  1. Предметная
    агнозия —
    нарушение
    целостного восприятия объекта при
    возможности опознания его отдельных
    признаков или частей.

Локализация: затылочная область правого
или левого полушарий.

Исслед. с помощью:

альбома
с картинками. Гриб и лампа с похожей
шляпкой. Высокочастотные и низкочастотные
объекты. Больной долго думает перед
ответом. Можем наблюдать развернутое
суждение, оно помогает больному
догадаться.

перечеркнутого
изображения. Зачеркивающая линия
одинаковой толщины с контуром рисунка,
тогда сохраняется провокация

Обращаем
внимание как называется предмет (ваза
или кувшин, имеет значение).

наложенного
изображения. Больной должен различить
все предметы.

недорисованного
изображения

Отслеживаем, что именно
не назвал, как назвал, т.е. качественный
анализ, а не количественный.

  1. Буквенная
    агнозия —
    невозможность
    синтеза отдельных признаков, к-е
    обозначают букву, в целостное представление
    о ней.

Локализация: теменно-затылочная область
ЛП.

Симптомы:

  • замена
    букв при оптически близких признаках
    (КХЖ, ШЩЦ, РЬ). Больной не может ни назвать,
    ни написать правильную букву.

  • трудности
    опознания правильной ориентации букв
    (ЯR
    и т.п.) у детей несформированность
    зрительных ф-ий, у взрослых – распадение.

  • невозможность
    опознания наложенных друг на друга
    букв. Исслед. как в случае с предметной
    агнозией.

  1. Цветовая
    агнозия —
    нарушение
    ассоциирования цвета с предметом.

Симптомы различаются в зависимости
от поражения затылочных долей ПП или
ЛП:

  • не
    может сравнить цвет с цветом (чаще при
    положении ПП). Различает интенсивность
    цвета, а не его качество (т.е. если
    показать все оттенки синего (ранжировать),
    для больного это будут разные цвета).

  • аномия
    на цвета (при поражении ЛП) – трудности
    называния цветов. При этом все цвета
    различает, может сказать: «такой как
    помидор»

  • трудности
    соотнесения предмета с цветом. Может
    наблюдаться при поражении ПП, ЛП.
    Например, нужно назвать 5 предметов
    красного цвета.

  1. Симультанная
    агнозия (Синдром Балинта) – включает
    3 симптома:


психический паралич взора – больной
не может взглянуть в опрелделенном
направлении, но если случайно увидит
объект, то видит только его нерпоизвольные,

-окуломоторная
атаксия – непроизвольные скачки глаза,
постоянно находящиеся в движении,


сужение зрительного внимании.

(невозможность
одновременного восприятия нескольких
изображений или ситуаций в комплексе
в результате сужения объема зрительного
восприятия.

Больной
воспринимает тот объект, который увидел
первым.

Возникает
симптом
Атоксия
взора

– больной направляет взгляд только на
один объект и не переводит взгляд на
другие объекты. В норме есть ориентировочный
рефлекс. Здесь процесс нарушен. Задание
поставить точку в центре круга, точку
на линии практически невыполнимо (т.к.
нужно сфокусироваться на круге, найти
центр, поставить точку).

У
Павлова была гипотеза: это происходит
потому, что в рез-те патологич процесса
в определенной зоне мозга возникает
очаг патологич возбуждения, который
тормозит все остальные области коры.
Лурия пытался проверить эту гипотезу,
делал инъекцию кофеина, чтобы
перераспределить возбуждение. Через
30 мин больной гораздо лучше справлялся
с заданиями).

Локализация: передние отделы
затылочной области (на границе с теменной)
при поражении ПП либо при двустороннем
поражении.

  1. Лицевая
    агнозия —
    нарушение
    синтеза признаков, характеризующих
    лицо человека, нарушение целостного
    восприятия лиц (реальных и их изображений)

Не узнают известных людей, затем –
знакомых. Друзей, затем не узнают близких,
затем себя в зеркале – последняя стадия.
В некоторой лит-ре к этому виду агнозий
причисляют неузнавание собственных
животных, личных вещей.

Локализация: затылочная область
ПП.

  1. Односторонняя
    пространственная агнозия (Односторонее
    левостороннее зрительное игнорирование
    с
    левой стороны чаще возникает нарушение)
    — нарушение синтеза информации, идущей
    от левого и правого полуполей зрения,
    в целостное восприятие зрительного
    поля.

Локализация: затылочная область ПП
+ подкорковые структуры

Похожа на гемианопсию: там человек
понимает, что у него нарушено, а в этом
случае у человека страдает критичность.

Анозогнозия – отсутствие
критического отношения к своему дефекту.
У больного полимодальный дефект: ест
только с половины тарелки, застилает
только половину кровати, читает половину
текста.

Пробы: «фигура-химера» (для больного
картинки нормальные, изображено 1
животное), рисование (будет рисовать 1
часть рисунка), называние предметов
(будет называть предметы, нарисованные
с одной стороны листа).

  1. Оптико-пространственная
    агнозия (апрактоагнозия) –
    нарушение
    синтеза отдельных признаков объекта
    в целое в их пространственной взаимосвязи.

  • Апраксия
    (нарушение движений)

  • Агнозия
    (нарушение восприятия)

Локализация: теменно-затылочная
область ПП и ЛП

Видим трудности в рисовании 3-х мерного
объекта, промахивание мимо предмета,
невозможность складывания кубиков
Коса? не может повторить движения.

  1. Псевдоагнозия
    восприятие
    нарушается как деятельность.

Симптомы:

  • фрагментарность,

  • нарушение
    способности построить деятельность
    восприятия,

  • нарушение
    способности соотнести различные детали
    ситуации.

Локализация: префронтальная область
мозга.

При
разглядывании картинок выхватывает
отдельный эпизод, выстроить по смыслу
картинки не может, даже не строит
перцептивных гипотез.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector