Аналитическая психология к.г. юнга

Личность и коллектив как субъекты управления

Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом, и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в данном случае можно понимать «совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям. При классификации функций руководителя используются различные критерии. Многие исследователи…

Виртуальные гадания онлайн

Феноменологическая теория личности

В русле феноменологического направления подчеркивается идея о том, что личностное поведение может быть охарактеризовано лишь в терминологии ее субъективного восприятия и постижения действительности. То есть данный подход строится на утверждении, что объективно существующая действительность – это реальность, которая сознательно воспринимается и интерпретируется человеком в определенный момент времени. Другим не менее важным тезисом феноменологического подхода является отрицание фатализма, то есть утверждение, что человек может сам строить свою судьбу, он обладает выбором в принятии решений, касающихся собственной жизни и жизни окружающих. Однако при этом человек должен принимать ответственность за совершаемые действия. В качестве третьего положения феноменологического подхода является признание его сторонниками позитивной природы человека и его стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

Последовательное истолкование феноменологического подхода представлено в работах американского психолога К. Роджерса, по мнению которого человек – это позитивное и разумное создание, которое искренне желает жить в гармонии с самим собой и окружающими. Движущей силой развития личности по Роджерсу является стремление к актуализации, то есть желание сохранить и развивать себя, проявляя лучшие качества из заложенных природой.

Популярное

Структура личности по Юнгу

Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания.

Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное (К. Юнг, 1936, 1943, 1945).

Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков.

Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения.

Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны).

Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью.

Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности.

Персона

Персона – это то, каким мы представляем себя миру.

Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения. Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность.

Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности.

Анимус, анима

Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого.

Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.

Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания.

Самость

Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.

Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию.

18.Основные категории, идеи и положения концепции с.Л. Рубинштейна

Первое,
на что специально обращает внимание
С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике
личности, это зависимость психических
процессов от личности

По его мнению,
это выражается, во-первых, в
индивидуально-дифференциальных различиях
между людьми. У разных людей в зависимости
от их индивидуальных, т. е. личностных,
особенностей имеются различные типы
восприятия, памяти, внимания, стили
умственной деятельности.

Во-вторых, личностная
зависимость 
психических
процессов выражается в том, что сам ход
развития психических процессов зависит
от общего развития личности. Смена
жизненных эпох, через которые проходит
каждая личность и происходит ее развитие,
приводит не только к смене жизненных
установок, интересов, ценностных
ориентаций, но и приводит к смене чувств,
волевой жизни. Как болезнь (ее протекание)
оказывает влияние на существенные
изменения в личности больного, так и
личностные изменения в ходе ее развития
приводят к изменениям в психических
процессах (познавательных, аффективных,
волевых).

В-третьих,
зависимость психических процессов от
личности выражается в том, что сами эти
процессы не остаются независимо
развивающимися процессами, а превращаются
в сознательно регулируемые операции,
т. е. психические процессы становятся
психическими функциями личности. Так,
восприятие в ходе развития личности
превращается в более или менее сознательно
регулируемый процесс наблюдения, а
непроизвольное запечатление сменяется
сознательным запоминанием

Внимание в
своей специфически человеческой форме
оказывается произвольным, а мышление
– это совокупность операций, сознательно
направляемых человеком на решение
задач. Исходя из данного контекста вся
психология человека является психологией
личности

Следующее
важное для психологической концепции
личности положение состоит в том, что
любое внешнее воздействие действует
на индивида через внутренние условия,
которые у него уже сформировались ранее,
также под влиянием внешних воздействий.
Раскрывая это положение, С.Л. Рубинштейн
отмечает: «Чем „выше“ мы поднимаемся, –
от неорганической природы к органической,
от живых организмов к человеку, –
тем более сложной становится внутренняя
природа явлений и тем большим становится
удельный вес внутренних условий по
отношению к внешним»

Именно это
методологическое положение, выведенное
С.Л. Рубинштейном, делает понятной хорошо
известную формулу «Личностью не рождаются
– ею становятся». Действительно, каждый
вид психических процессов, выполняя
свою роль в жизни личности, в ходе
деятельности переходит в свойства
личности. Поэтому психические свойства
личности – не изначальная данность;
они формируются и развиваются в ходе
деятельности.

Итак,
для понимания психологии личности, с
точки зрения С.Л. Рубинштейна, становятся
важными следующие положения:

1) психические
свойства личности в ее поведении, в
действиях и поступках, которые она
совершает, одновременно и проявляются,
и формируются;

2) психический
облик личности
во всем многообразии ее
свойств определяется реальным бытием,
образом жизни и формируется в конкретной
деятельности.

Таким
образом, в реальной жизни все стороны,
аспекты психического облика личности,
переходя друг в друга, образуют неразрывное
единство.

Анимус

Архетипы мужчин интересны для рассмотрения, и благодаря этой классификации можно сделать немало любопытных выводов как о себе, так и о других представителях сильного пола.

1. Невинный

Невинный (простодушный) – это понятие архетипа, характеризующегося как слабовольная, беззащитная личность, которая нуждается в поддержке.

2. Сирота

Сирота (славный малый). Человек, который стремится к саморазвитию, уважает людей и чувствует чужую боль, умеет дружить и не эгоистичен.

Принимает все аспекты жизни как должное, не склонен к борьбе или соперничеству, однако не так прост, как может показаться – обладает достаточной мудростью и интуицией, за счет чего получает желаемое.

3. Архетип Воина

Проявляется с ранних лет, когда еще мальчиком он стремится всех спасти, всем помочь, каждого выручить из беды и победить все зло, его окружающее. Иногда бывает агрессивен, может стать эгоистичным.

4. Хранитель

Хранитель – это тип мужчины, который можно охарактеризовать как «полный альтруизм и сострадание». Все для других, помощь миру, жертвенность – это принципы Хранителя.

Ненавидит эгоистичных людей, считает это пороком, заботится исключительно о людях, а свои интересы ставит далеко не на первое место.

5. Странник

Странник отличается тем, что он никогда не задерживается долго на одном месте, будь то дом, город, работа. Он покоряет одну вершину и отправляется к следующей.

Хочет все увидеть и узнать, набрать максимум опыта в этой жизни, все попробовать. Постоянно в поиске себя и своего смысла.

6. Бунтарь

Бунтарь – архетип мужчины, который всегда воинственно настроен и всегда против. Он не согласен с мироустройством, со структурами, с обществом, ему некомфортно жить и не бороться.

Может достичь большого успеха в бизнесе, не отличается наивностью и простотой.

7. Любовник

Любовник – это мужчина, который живет исключительно ради наслаждений и постижения всех тайн любви. Он любящий сын, брат, отец, муж.

Но главное – он любовник, искуситель, он не останавливается на пути постижения искусства любви и может разбить множество сердец, однако в зрелом возрасте станет идеальным семьянином.

8. Творец

Интересный архетип – Творец. Он креативный и нестандартный во всех проявлениях, чем бы ни занимался – бизнесом, строительством или искусством. Творец все делает необычно, вносит инновации, разрабатывает идеи и вводит новшества.

9. Архетип Правитель

Архетип Правитель говорит сам за себя. Этот мужчина рожден на свет для того, чтобы организовать новое общество или структуру, чтобы вдохновлять людей своими идеями, чтобы за ним следовали.

У него есть врожденные качества, которые позволяют ему добиваться не просто успеха, а значительных побед, и его имя остается в истории.

10. Архетип Маг

Архетип Маг схож с женским архетипом Колдуньи – он мудр, обладает уникальной интуицией и интеллектом, чувствует законы природы и мироздания.

Может влиять на ход событий, менять судьбы людей, но ставит себе более глубокие, внутренние, духовные цели. Может стать прекрасным наставником.

11. Философ

Философ (мудрец) живет для того, чтобы постичь истину, чтобы понять, как устроены мир и общество. Созерцает, а не действует, не привык бороться и мчаться за чем-либо, живет аскетично.

12. Шут

Шут – человек, живущий ради самой жизни и умеющий этой жизнью наслаждаться. Он может быть лентяем, но никак не дураком – Шут знает, что жизнь нельзя торопить, и умеет находиться в настоящем моменте.

Мужские архетипы разнообразны, они могут дополнять друг друга и сочетаться в одном человеке, могут иметь разную степень и качество. Разные виды архетипов могут быть проявлены ярко или скрыто, иногда встречаются в чистом виде.

Аналитическая психология Карла Юнга

После 1913 г. происходит разрыв отношений между Фрейдом и Юнгом по ряду причин, преимущественно идейных, после чего Юнг начинает именовать свой метод «аналитической психологией».

Основные причины – проявление у Юнга новых идей и подходов.

В движении психоанализа в настоящее время существует множество как фрейдистских, так и юнгианских школ-последователей, представители которых по-разному интерпретируют идеи отцов-основателей, а также предлагают вполне действенные формы и методы как в теоретических разработках и конкретных исследованиях, так и в психотерапии, а также методиках личностного развития.

Психопатический тип характера

Психопатический тип характера совсем не означает, что человек агрессивен, неадекватен и социально опасен.

Мы расскажем о том, что из себя представляют такие личности и в чем их особенности.

Кризис 25 лет у мужчин

Мужчины не редко сталкиваются с возрастными кризисами, которые отражаются на их жизни не самым лучшим образом. Мы расскажем о кризисе 25 лет, возможных причинах его возникновения и способами устранения.

Соционические типы личности в психологии

Соционика — теория о типах личности и их взаимоотношениях. Создана в 1970-х годах Аушрой Аугустинавичюте. В основе теории лежит концепция К. Г. Юнга.

Согласно теории, существует 4 типа личности, каждый из которых имеет по столько же подтипов.

Аналитик:

  1. Стратег. Отличается развитым воображением и способностью планировать.
  2. Ученый. Изобретателен, умеет мыслить творчески, верен науке. Старается все исследовать и объяснить.
  3. Командир. Ему не занимать храбрости, сообразительности, решительности. Всегда найдет решение задачи.
  4. Полемист. Отличается любопытством и остроумием. Любит спорить, находить истину.

Дипломат:

  1. Активист. Необщительный, но деятельностный. Воодушевляется идеалами, бывает мстительным.
  2. Посредник. Человек, который всегда придет на помощь, пожертвует собой.
  3. Тренер. Прирожденный лидер. Способен мотивировать других, обладает выразительной харизмой.
  4. Боец. Позитивно смотрит на жизнь, активен, коммуникабелен. Отличается творческими способностями.

Хранитель:

  1. Администратор. Верит только достоверным фактам.
  2. Защитник. Отличается повышенным чувством ответственности, готовностью прийти на помощь.
  3. Консул. Коммуникабельный человек, который привык находиться в центре внимания.
  4. Менеджер. Способен управлять толпой.

Искатель:

  1. Виртуоз. Талантливый во всем и храбрый человек. Любит выяснять что-либо на личном опыте, проводить эксперименты.
  2. Артист. Очаровывает людей, любит изучать новое.
  3. Делец. Умный, энергичный человек, готовый к риску.
  4. Развлекатель. Веселый, общительный человек. Любит дарить подарки и организовывать сюрпризы.

Для определения своего типа личности можно пройти соционический тест того же автора.

тут

Роль для личности. Интеграция

По мнению Юнга, люди путают самопознание и знание своего Эго, отчего рождаются губительные иллюзии. Им кажется, что осознание явленных в Эго содержаний – уже достижение. Юнг сравнивал подобное мнение с тем, как средний человек, живущий в теле и с телом, практически ничего не знает о его анатомии и физиологии.

Рассуждая, Юнг удивлялся тому, каким образом в представлении людей укладывается мысль о верховенстве сознания. Бессознательное вело человека долгие тысячелетия к сегодняшнему дню, оно явно обладает большей мудростью и отлично приспособлено к окружающей среде.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Высшие психические функции

Истинные мотивы, истинные желания, истинные страхи – вот что называет Юнг отличием истинного знания о себе от маски. Именно через него можно приблизиться к осознанному существованию и полноценной жизни.

Основное предназначение Эго – это налаживание контакта с архетипом цельности – Самостью. Последняя понимается как центральный принцип организации психики – фундаментальный и важный аспект личности человека, дающий единство, смысл, направление и цель.

Индивидуация позволяет наладить контакт между сознанием и бессознательным. Как только устанавливается первичная связь с оставленными далеко позади содержаниями бессознательного, начинает вырисовываться Самость. Если продолжать убегать от бессознательных содержаний, то они захватят человека и ниспровергнут его.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Но если попытаться интегрировать содержания, то обретается внутреннее единство, индивидуальность. Поэтому Юнг считал процесс индивидуации путем к себе, самореализацией. Примерно процесс индивидуации можно описать следующим образом:

  • Осознание и анализ Персоны.
  • Приближение к Тени, отказ от проекций.
  • Контакт с Анимой/Анимусом.
  • Интегрирование содержаний, развитие Самости.

Самым сложным этапом обретения себя Юнг считал раскрытие нашей Тени. С ней связаны элементы, которые мы считаем отрицательными. Мы не хотим взаимодействовать с этим, не хотим признавать Тень своей. Но вытесненные идеи и мысли не всегда негативны: к примеру, мы можем вытеснять то, что считаем слабостями – способность к сочувствию, переживанию, чувствительность, мягкость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector