10 главных открытий ломоносова

Химия

Михаил Васильевич выступал ярым противником иррационального подхода к изучению химических явлений. Он скептически относился к наукам прошлого, не получившим разумного объяснения. Кроме того, он был против теории «о невесомых флюидах» и значения, которого ей присуждали при разъяснении всевозможных физико-химических феноменов того времени.

Химическими исследованиями Михаил Васильевич начал заниматься в студенческие годы. Он был первым, кто в своих трудах преподнес химию в виде науки, а не искусства. Большинство из исследований он осуществлял в построенной по его указу лаборатории.

По мнению Ломоносова, истинному химику необходимо исполнять две роли: и теоретика, и практика. Иначе говоря, находить применение своим гипотезам в соответствующей практической деятельности. Согласно зарекомендованной им корпускулярной философии, он подразделял химические вещества на так называемые «начала», «составные» и «смешанные».

После получения требуемых препаратов, в 1744 году, Ломоносов провел длительную серию исследований по расщеплению солей и металлов. Проведенные процессы растворения он подразделял на две группы: с выделением и с поглощением тепла. Ведь, как уже известно, процесс диссолюции металлов в кислоте характеризуется выделением тепла, а в процессе растворения солей в воде оно, наоборот, поглощается.

Сами процессы диссолюции Ломоносов описывал с механических позиций, присущих его эпохе

Важно также заметить, что свои наблюдения он описывал очень точно, контролируя химические процессы с помощью микроскопа с 360-кратным увеличением

Проведение экспериментов по расщеплению солей в воде послужило предпосылкой к возникновению так называемого явления сольватации в водных растворах (гидратации). На основании этого феномена, при взаимодействии с водой, соль рассыпается на ионы, а те, в свою очередь, оказываются вплотную окружены примыкающими к ним макромолекулами воды.

Спустя некоторое время он выпускает учение «О металлическом блеске», а нескольким позже — «О рождении и природе селитры».

М. В. Ломоносов предполагал, что в химии существует две группы особых качеств химических тел. К первой группе он относил тела, находящиеся в постоянной зависимости от возможного переплетения частиц, ко второй группе – их колорит, кристальность, вкус, запах и другие качества.

Также этим ученым была исследована теория, на основании которой, любой цвет (за исключением черного), можно разделить на три – желтый, красный и голубой.

Несмотря на большое число проводимых им физико-химических опытов, большинство из них так и остались незаконченными. По всей вероятности, причиной тому была уникальная разносторонность ученого.

Научные труды Ломоносова в химии способствовали формированию необходимой базы для проведения последующих наблюдений. Его заслуги в области физической химии послужили формированию этой науки в России. Научные труды Ломоносова в химии способствовали такому сдвигу в развитии этой науки, что даже спустя время, личности ученого уделяется много внимания со стороны последователей.

Но главным его достижением являлась пропаганда химической грамотности. Самым ярким образцом такого лозунга считается «Слово о пользе химии», прочтенное им на Академическом собрании в 1751 году.

Роль М.В. Ломоносова в развитии изобразительного искусства

М.В. Ломоносов внес исключительно важный вклад в развитие изобразительного искусства середины XVIII века. Ученый способствовал возрождению мозаики, некогда чрезвычайно чтимой в храмовом искусстве Киевской Руси.

Секреты киевских мозаик были утеряны. Новые технологии изготовления смальт — цветных стекловидных масс, из которых делались мозаики — сохранялись в странах Западной Европы в строжайшей тайне.

Гениальному русскому ученому удалось разработать весь технологический процесс их производства. Ломоносов провел на специальной фабрике под Петербургом свыше четырех тысяч опытных плавок и наконец получил великолепный результат. Под его руководством созданы многочисленные мозаики, в том числе портреты Петра I, Елизаветы Петровны, большое полотно «Полтавская баталия».

Деятельность Ломоносова как художника представляет собой яркую страницу в истории русского искусства.

Мозаичные картины, выполненные самим Ломоносовым и сотрудниками его мастерской, сыграли новаторскую роль в русской культуре XVIII века – они возродили искусство мозаики, утраченное в России после XIII века.

В своём художественно-изобразительном творчестве Ломоносов соединил выдающийся талант химика и мастерство художника: разработанные им в Химической лаборатории рецептура и технология изготовления цветных непрозрачных стёкол, смальты и скрепляющего раствора позволили создать в его мозаичной мастерской самобытные произведения изобразительного искусства.6

Принципы работы Ломоносова в области мозаичного искусства отличались от целей и приемов, характерных для мастеров римских мозаик XVII-XVIII вв., использовавших разноцветные смальты для копирования произведений масляной живописи.

Произведения мастерской Ломоносова отличает лапидарное и яркое живописное решение художественного замысла, обобщённость композиции и выразительность отдельных силуэтов, интенсивность и насыщенность цветовых контрастов. В целом, все работы отличает декоративная манера исполнения. При перенесении в мозаику произведений, выполненных в технике масляной живописи, Ломоносов делал расчет на обозрение создаваемого произведения издалека, что обусловило приподнятый и величавый стиль мозаичных картин, отвечающий задачам монументальной живописи.

Большинство мозаик Ломоносова создано в жанре портрета. Среди замечательных мозаик собственноручного набора Ломоносова сохранились две работы – «Нерукотворный Спас» (1753, Государственный Исторический музей) и портрет Петра I с оригинала Г.

Танауэра (1754, Государственный Эрмитаж). Из 40 мозаичных картин, выполненных в мастерской Ломоносова, до нас дошли 23 работы, среди которых «Апостол Петр» (1755, Эрмитаж), «Александр Невский» (1757-1758, Музей М.В.

Ломоносова в Санкт-Петербурге), «Бог-Отец» (1756-1757, Исторический музей), портреты императриц – Елизаветы Петровны (1758-1760, Русский музей) и Екатерины II (1763, Русский музей), цесаревны Анны Петровны (1756-1757, Музей М.В. Ломоносова) и Великого князя Петра Федоровича (1758, Русский музей), портреты придворных П.И. Шувалова (1758, Эрмитаж), М.И. Воронцова (1765, Эрмитаж), Г.Г. Орлова (1764, Эрмитаж).7

Признанным шедевром мастерской Ломоносова по праву считается «Полтавская баталия» (1762-1764, Главное здание РАН в Петербурге – первая крупно-форматная мозаичная историческая картина в России.

Грандиозный замысел, воплощённый в свободной и декоративной манере.

Заслуги М.В. Ломоносова перед русской культурой

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – русский ученый-энциклопедист, известный, прежде всего, своими естественно-научными трудами (в области физики, химии, астрономии, метеорологии, минералогии, геологии, географии, геофизики, физической химии). Известен также как экономист, педагог, художник, филолог, поэт, переводчик (владел более чем 20 языками) и историк.

Первоначальное образование Михайло получил от воспитанников Киевской академии. Здесь учился несколько лет, сблизился с Феофаном (Прокоповичем). По совету последнего перешел в Киевскую академию (1734), где изучал философию, основательно ознакомился с летописями. Позже вернулся в Московскую славяно-греко-латинскую академию, учился также в Петербургском университете.

Начиная с 1736 года слушал лекции известных в то время профессоров (в частности, профессора математики, физики и философии Х. Вольфа и профессии минералогии И.-Ф. Генкеля) в университетских центрах Германии (в Марбурге и Фрейбурге). Изучал также физику, химию, горное дело. Написал «Физическую диссертацию о различии смешанных тел, которая состоит в соединении корпускул». Путешествовал по Германии и Голландии (ныне Нидерланды).

В 1741 году вернулся в Санкт-Петербург, получил должность адъюнкта физики в Петербургской Академии наук, с 1745 года – профессор химии (там же). В этом же году стал первым русским академиком в составе Академии.

Делал попытки реформировать Академию наук и систему образования в России, добился важных нововведений (в частности создание Химической лаборатории), выступал за демократизацию системы университетской и гимназической образования. Инициировал создание Московского университета (1755), некоторое время там преподавал.

Замечание 1

Некоторые его произведения (как в области естественных наук, так и гуманитарных) были переведены на иностранные языки и получили признание еще при его жизни.

Ломоносов был инициатором нескольких научных экспедиций, создал проект поисков Северного морского пути из Европы в Азию, одним из первых обратил внимание на разработку природных богатств Сибири. К научным достижениям Ломоносова относятся, в первую очередь, формулировка принципа сохранения веса материи и движения, открытие атмосферы на планете Венера, новаторские работы в области атмосферного электричества

Переводил с латыни и немецкого, был создателем русской грамматики, внес вклад в формирование русского литературного языка, теоретически обосновал и утвердил систему русского стихосложения, написал несколько стихотворных произведений, в первую очередь:

  1. од:

    • «Ода на день восшествия на всероссийский престол… императрицы Елисаветы Петровны»,
    • «Оды духовные»,
    • «Первые трофеи… Иоанна III»,
    • «На взятие Хотина»,
    • и др.
  2. поэм:

    • «Петр Великий»,
    • «Тамира и Селим».

Как художник, прославился преподаванием мозаик, в т. ч. на исторические темы («Александр Невский», «Полтавская баталия»). Создал ряд исторических работ (некоторые были опубликованы посмертно), в частности:

  • «Краткий российский летописец с родословием»,
  • «Идеи для живописных картин из российской истории»,
  • «Древняя российская история» в 2-х частях .

Замечание 2

Личностью Ломоносова, как выдающегося деятеля России, интересовались и писали в своих произведениях о его жизни классики русской литературы (Г .Державин, Д. Фонвизин, А. Радищев, А. Грибоедов, А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Герцен, Ф.Тютчев, А.Майков, Н.Некрасов). Научные заслуги Ломоносова высоко ценили Д. Менделеев, В. Вернадский, С. Вавилов и другие.

Доклад №2

Михаил Васильевич Ломоносов выходец из самой простой по происхождению семье: мать крестьянка, отец помор. В 9 лет Михаил потерял мать, а отец после этого женился ещё раз. С самого раннего возраста Михаил Васильевич увлекался чтением, что очень раздражало его мачеху. Из-за вечных конфликтов с ней жизнь в родительском доме делалась невыносимой, а решение отца женить его стало ещё одной причиной побега в Москву. Ночью Михаил в возрасте 19 лет покинул дом, а через три недели Ломоносов оказался в Москве.

Для того чтобы продолжить свое обучение в Славяно-греко-латинской академии, будущий академик подделал документы, выдал себя за сына дворянина. Проучившись в академии некоторое время, Ломоносов отправляется в Киев на несколько месяцев в Киево-Могилянскую академию. В 1735 году стал студентом университета при Академии наук в Санкт-Петербурге. Но уже осенью будущего года отправился в Германию для получения знаний в области химии и горном деле. За 5 лет жизни и учёбы заграницей Ломоносов не только улучшил свои знания немецкого языка, но и обучился другим европейским язвкам: французскому и итальянскому, а также танцам, рисованию и фехтованию. Однако обучение Михаила Васильевича металлургией и горным делом продолжалось не долго. Из-за натянутых взаимоотношений между ним и учителем (Генкель) он ушёл. После ухода Ломоносов посвящает всё своё время изучению химии и математики.

Вернувшись на Родину в 1741 году, Михаил Васильевич продолжает заниматься научной деятельностью: описывает минералогические коллекции, делает переводы, а также пишет диссертации и оды. В 1742 году за его научные труды был назначен адъюнктом Академии по физическому классу. Именно по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова была создана первая химическая лаборатория при Академии наук.

После написания диссертации по металлургии 1741 году М. В.Ломоносов назначается профессором. Последовал ещё ряд различных работ в области химии и физики. Благодаря Михаилу Васильевичу вводится привычная нам физическая терминология.

Одну из первых российских стеклянных фабрик основал М. В. Ломоносов. Там он смог заниматься производством стекла и его окрашиванием. Не без его внимания оставалось рудное и соляное дело. Одной из самых выдающихся работ в этой сфере признана статья «О слоях земных».

Большой след Михаил Васильевич также оставил в области географии, астрономии. В своем сочинении «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу сибирским океаном в Восточную Индию» он излагает идею освоения Северного морского пути. Однако по-настоящему оценить работу Ломоносова в сфере географии удалось только при советской власти. В области астрономии Михаил Васильевич сделал великое открытие: он доказал наличие более плотной атмосферы на Венере.

Говоря о жизни и научной деятельности Михаила Васильевича, не стоит забывать о его трудах в области литературы. В конце 40х годов 18столетия им было выпущено «Краткое руководство к красноречию», которое долго использовалось в качестве учебника.

7 класс

Достижения в области географии

По признанию Ломоносова, больше всего его влекла география, так как открытия тут были осязаемы, можно было отыскать новые неизведанные ранее земли, открывая их и расширяя границы России. В 1758 году он возглавил географический департамент в созданной им академии наук. Там ученый занимался описанием земель и составлял точные карты. Эта работа не была до конца завершена, но в последующем его труды легли в основу «Атласа России», изданного в 1792 году. Ломоносов сделал для географии больше, чем многие другие исследователи до него.

В 60-х годах XVIII века этот учёный увлекался изучением строения земли. Это позволило заложить фундаментальные основы в географии. В 1763 году Ломоносов напечатал работу под названием «О слоях земных». В этой рукописи он излагал свои взгляды и делал предположения о залежах полезных ископаемых в недрах, делился догадками о возможном поиске ценных руд и драгоценных металлов.

Известно, что именно Ломоносов заложил основы геоморфологии. Это изучение рельефа, а также влияния внешних и внутренних сил при изменении поверхности земли. Михаил Васильевич первым из учёных выдвинул теорию, что подъём и опускание коры возможно из-за движения огромных тектонических плит. В последующем его предположение было научно доказано лишь в конце XIX века.

В естествознании

 Корпускулярно-кинетическая теория 

Защита теории

Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.

В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной (или холодообразующей) материи, посредством которой распространяется и передается тепло, а также огонь.

М. В. Ломоносов обращает внимание на то, что ни расширение тел по мере нагревания, ни увеличение веса при обжиге, ни фокусировка солнечных лучей линзой, не могут быть качественно объяснены теорией теплорода. Связь тепловых явлений с изменениями массы отчасти и породили представление о том, что масса увеличивается вследствие того, что материальный теплород проникает в поры тел и остается там

Но, спрашивает М. В. Ломоносов, почему при охлаждении тела теплород остаётся, а сила тепла теряется? Он доказал, что причиной теплоты является внутреннее вращательное движение связанной материи. Эти рассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Эта теория более критиковалась, нежели принималась учеными того времени. М. В. Ломоносов утверждал, что все вещества состоят из корпускул —молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. В своей диссертации «Элементы математической химии», оставшейся незаконченной, он дает такое определения: «Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Корпускула есть собрание элементов, образующее одну малую массу». Атомы и молекулы (корпускулы и элементы) у М. В. Ломоносова часто также — «физические нечувствительные частицы», чем подчёркивается, что эти частицы чувственно неощутимы. Своей корпускулярно-кинетической теорией тепла М. В. Ломоносов предвосхитил многие гипотезы и положения, сопутствовавшие дальнейшему развитию атомистики и теорий строения материи, он не только подвергает критике наследие алхимии и ятрохимии, но, выдвигая продуктивные идеи, использовавшиеся им на практике — формирует новую теорию, которой суждено было стать фундаментом современной науки.

Физическая химия

Им были заложены основы физической химии, когда он сделал попытку объяснения химических явлений на основе законов физики и его же теории строения вещества. Он пишет: «Физическая химия, есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Его метод подразумевал исследование связи физических и химических явлений.

Наука о стекле

Цветное стекло

В октябре 1748 года была, наконец, построена химическая лаборатория и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого Ломоносова. Он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также осуществлял пробы руд.

Здесь он провёл более четырех тысяч опытов и разработал технологию цветных стёкол (прозрачных и «глухих» — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него. М. В. Ломоносов разгадал рецептуру красного стекла, известную еще со времен Древнего Рима, но утерянную. В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал Ломоносову исследования по разработке цветных стёкол.

О пользе стекла

В 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума в деревне Усть-Рудицы М. В. Ломоносов получает для строительства стекольной фабрики земельный надел, а в 1756 году земли были ему жалованы в вечное пользование.  Усть-Рудицкая фабрика представляла собой в полной мере новое стекольное промышленное предприятие, и поскольку руководил ею создатель науки о стекле, ведущее место отведено было лаборатории, причём находившейся в процессе эксперимента и в постоянном совершенствовании. Сначала на фабрике выпускался только бисер, пронизка, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия»: гранёные камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы — всё из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Постепенно было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.

Личная жизнь Михаила Ломоносова

Покорить сердце таланливого ученого из России удалось девушке Елизавете Цильх – дочери хозяйки квартиры, в которой проживал Ломоносов во время своей поездки в Германию. Она понравилась Михаилу своей покладистостью, искренностью и домовитостью. Мужчина долго присматривался к юной девушке, которой на тот момент было всего 19 лет. Постепенно внезапно возникшее увлечение переросло в глубокое чувство. Оно стало для Ломоносова чем-то особенным, своеобразным. Позднее он даже написал о нем: «Любовь есть склонность духа к другому кому, чтобы из его благополучия иметь услаждение».

Первое объяснение в любви у молодых людей случилось только через два года после знакомства. Ломоносов не мог не осознавать, что, связывая свою жизнь с немецкой девушкой, ему предстоит столкнуться с множеством проблем и испытаний. К тому же его избранница была другой веры.

В 1739 Михаил с Елизаветой поженились, но в церкви не обвенчались. В этом же году у пары родилась дочь Катерина-Елизавета. Несмотря на то, что она появилась на свет в браке, в метрике было указано, что она незаконнорожденная. Это объяснялось тем, что союз был гражданский, а не церковный.

В мае 1740 года обряд венчания все-таки состоялся. После этого Михаил Васильевич решил, что совместное проживание с супругой будет более благополучным в России, так как на родине он мог заниматься научными изысканиями.

Поскольку у Елизаветы тяжело заболела мать, было решено, что Ломоносов поедет в Санкт-Петербург один, а потом вышлет деньги для переезда. После отъезда мужа Елизавета Цильх родила мальчика, которого назвала Иоханнесом. Малыш появился на свет болезненным и умер спустя месяц. Вскоре скончалась и мать девушки. Трагические события подтолкнули ее к скорейшему переезду.

Елизавета с дочерью и братом прибыла в Петербург в 1743 году. Любовь супругов пережила испытание разлукой. Ломоносов оказался однолюбом, в его жизни больше не было серьезных отношений с другими женщинами.

В первые годы совместной жизни в России оказались очень сложными. Умерла старшая дочь Ломоносова, его жалования едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Собственный двухэтажный дом, построенный по типовому проекту «для именитых граждан» Ломоносовы получили только во второй половине 1757 года. Он был расположен в центре города, а его фасад выходил на реку Мойку. Позже во дворе дома был обустроен пруд, и построена астрономическая обсерватория.

Младшая дочь Елена Ломоносова была рождена в 1749 году. Она выросла красивой и образованной девушкой, изучала иностранные языки, увлекалась музыкой и литературой, вышла замуж за библиотекаря Имперской библиотеки и родила трех дочек и сына. Однако семейное счастье было недолгим, девушка умерла молодой, когда ей исполнилось только 23 года.

Труды великого ученого

Теорию классицизма Ломоносов ввел в рождающуюся русскую литературу, где она господствовала весь восемнадцатый век. Важнейшими трудами Михайла Васильевича в области русского литературного языка и стихосложения стали: «Российская грамматика» (1755-1757), «Рассуждение о пользе книги церковных в российском языке» (1757), «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739).

Когда возникает

Боль в спине возникает, когда происходит поражение части или всей полости поджелудочной железы. Локализация спазма в области поясницы объясняется расположением органа в брюшной полости. При панкреатите очаг поражения находится за желудком, рядом с крупным сплетением нервных окончаний. Поэтому воспалительный процесс, затрагивающий участки железы, влияет на весь организм и становится ощутимым не только в области живота, но и в спине.

При острой форме

Однако бывают и другие симптомы. Существуют нетипичные виды болевых ощущений, которые тоже являются следствием развития внезапного тяжелого поражения поджелудочной. Спазмы иногда напоминают кишечную колику. Их интенсивность периодически возрастает и снижается. Приступ длится недолго, но его частота усиливается, если человеку не оказана помощь. Боль локализуется в поясничном отделе спины слева.

Иногда спазм проявляется только в области лопаток, не распространяясь на другие зоны. Женщины при нетипичном течении острого панкреатита чувствуют боль, напоминающую схватки. Она охватывает брюшную полость и иррадиирует в поясницу.

В хронической стадии

Хронический панкреатит в стадии ремиссии может не беспокоить пациента. Но при обострении неприятные ощущения в области эпигастрия и спины становятся регулярными. Они носят менее интенсивный характер, чем при острой форме патологии, но доставляют человеку большой дискомфорт.

Локализация спазма зависит от зоны поражения поджелудочной железы. Если очаг воспаления находится в головной части органа, то боль отдает в правый бок и поясницу. Когда поврежден хвост железы, спазмы охватывают левое подреберье и иррадиируют в пояснично-крестцовый отдел позвоночника и грудину.

Наука и литература

Ходят слухи, что Михаил Васильевич обладал не только блестящим умом, но и феноменальной интуицией и даже экстрасенсорикой: он проникал в тайны Вселенной одной силой мысли и делал открытия, опережающие время. Причем удивительно, что гений был блестящим эрудитом в любой из областей, будь то физические явления, химические превращения, либо сочетание строк в стихотворении.

Причем на творения Ломоносова в дальнейшем опирались великие поэты, такие как Александр Пушкин и Василий Жуковский, а «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» является бесспорным памятником русской литературы.

Михаил Ломоносов в высшем обществе

Достоверно известно, что Михаил Васильевич всерьез начал заниматься наукой в 1737–1738 годы. Доказательством успеха в постижении естественных и точных наук молодым студентом стала дебютная работа Ломоносова, которая называется «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости», где ученый рассмотрел различные агрегатные состояния. А за диссертацию «О металлическом блеске» Михаил Васильевич в 1745 году удостоился профессорского звания. После получения звания в науке Ломоносов стал дворянином.

Михаил Ломоносов в химической лабаратории

Стоит сказать, что результаты, полученные в ходе химических и физических опытов ученого, отличались точностью, Михаил Васильевич практически не ошибался в своих выводах. Его научные труды помогли современникам перейти от алхимии и натурфилософии к нынешним методикам естествознания. Он сформулировал основы кинетической теории газов, открыл закон сохранения энергии, объяснил тайну грозовых явлений и северного сияния, изготавливал цветные стекла и краски, подверг химическому анализу руды. Именно он придумал основы физической химии.

Книга Михаила Ломоносова

Михаил Васильевич, поддерживая труды Коперника, часто изучал астрономию: талантливый ученый стал открывателем атмосферы на Венере, также ему принадлежат создание множественных экспедиций и усовершенствование светоотражающего телескопа (система Ломоносова-Гершеля). Также химик стал одним из первых служителей науки, кто догадался о том, что звезда, называемая Солнцем, представляет собой огромный огненный шар, ведь «там огненные валы стремятся, вихри пламенны крутятся и камни, как вода, кипят».

Аэродромическая машина Михаила Ломоносова

Помимо прочего, Ломоносов ввел в русский язык новые понятия (горизонт, преломление лучей, атом, молекула, температура и т.д.), придав ему научный стиль, ведь раньше технические термины обозначались латинскими словами, которые были непонятны народу. Ломоносов настолько опережал время, что некоторые его труды вышли в свет только после смерти ученого, ибо при жизни Михаила Васильевича их засекречивали и не опубликовывали целые столетия.

Дом Михаила Ломоносова на Мойке, Санкт-Петербург

Однажды гений написал письмо приятелю Александру Шувалову, который являлся доверенным лицом Елизаветы Петровны и фаворитом Петра III. В той рукописи Михаил Васильевич рассуждал о сохранении и размножении российского народа. Но даже такой образованный человек, как Александр Иванович, предпочел спрятать послание Ломоносова под сукно, сохранив его от глаз общественности.

«Страсть к теме»

Чтобы заинтересовать слушателей, выступающему необходимо разбираться в нравах и характерах людей, понимать, от какой идеи или представления возбуждается страсть к теме. Как пишет Ломоносов: «Изведать чрез нравоучение глубину сердец человеческих».

Страстью ученый называл сильную чувственную «охоту или неохоту». Возбуждение и утоление страстей связано с:

  • состоянием выступающего;
  • состоянием аудитории;
  • силой и действием красноречия.

По мнению Ломоносова, заинтересовать слушающих может добросердечный, совестливый человек, а не лукавый и легкомысленный, пользующийся любовью людей

Важно, чтобы оратор сам искренне интересовался темой

Кроме этого, выступающий должен учесть пол, возраст, образование, воспитание слушателей и многие другие моменты.

В гуманитарных науках

Риторика

Ломоносов в 1743 г. написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке (до этого учебники по риторике издавались только на церковнославянском или латыни).  В своем труде он выделяет собственно риторику — учение о красноречии вообще; ораторию — наставление к сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений.

Грамматика. Теория «трех штилей»

Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописании и произношении

Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввёл понятие художественно-выразительных приёмов (сейчас их называют «тропами»)

О теории «трех штилей» читайте на нашем сайте: Теория «трех штилей» Ломоносова.

Поэтическая теория

Ломоносов совместно с В.К. Тредиаковским осуществил силлабо-тоническую реформу. Об этом подробнее читайте на нашем сайте: Вклад Ломоносова в русскую литературу.

Педагогика

Составными элементами познания он считал чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Природу человека М. В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Ломоносов был убежден, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования. Считал, что воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка и  рекомендовал педагогам строить обучения с учётом склонностей детей. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Ломоносов выступал  за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Впервые в русской педагогике стал сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка.

Популярные темы сообщений

  • Чай — полезный напиток

    Чай уже очень давно является популярным напитком во все мире. Трудно найти место, где не любили бы чай. Он даже занимает 2 место после воды. Его использование связано с культурами и традициями разных стран. Происхождение чая относится к Китаю, Азия.

  • Санитарно эпидемиологическом благополучии населения

    Вспышки эпидемий веками уносили миллионы жизней. В наше время положение улучшилось, но опасность не ликвидирована полностью. В наше время государство предпринимают меры для предотвращения массовой гибели людей от распространения заразных заболеваний.

  • Тамплиеры

    Тамплиеры — это религиозные рыцари под покровительством церкви, и папы римского в частности. Орден Тамплиеров был основан в 1119 году на территории, так называемой Святой земли, ныне эта земля является частью государства Израиль.

Научная деятельность

Во время обучения Ломоносов быстро проявил себя. В числе лучших студентов он был направлен в Германию. Там он изучал химию, физику, горное дело и металлургию. Также он уделял время иностранным языкам, занятиям танцами, рисованию, фехтованию и литературе. В течение пяти лет, которые он провел за границей, Михаил написал первые стихи, несколько научных трудов, перевел на русский язык работы иностранных академиков.

Вернуться в Россию молодой ученый решил в 1740 году, однако по дороге домой его силой завербовали в прусскую армию. Поскольку служба не входила в его планы, он был вынужден дезертировать.

Приехав через год в Петербург, он начинает трудиться в Академии на кафедре естествознания. Его научным руководителем был профессор Амман. В этот время он занимался сбором минералов и других окаменелостей для кунсткамеры и трудился над трактатом на латыни.

Ломоносов с особой серьезностью подошел к написанию научных диссертаций, которые впоследствии были высоко оценены в Академии наук. В этом учебном заведении Михаил стал адъюнктом Физического класса. После вступления в должность он смог проводить научные исследования самостоятельно.

В 1745 году Ломоносов обратился к собранию академиков с просьбой присудить ему степень профессора химии за новые четыре диссертации, которые он написал в течение нескольких лет. Получив одобрение от лучших ученых, он занялся преподавательской деятельностью в университете, а также занимался чтением публичных лекций по физике. Он также создал научные трактаты на латинском языке.

Особое место в его биографии занимало литературное творчество, в том числе стихотворения о событиях государственного характера. Дела ученого шли в гору, на казенные средства ему построили дом, а затем и первую в России химическую лабораторию.

В 37 лет Михаил приступил к редактированию переводов иностранной литературы, которая печаталась в издательстве при Академии наук, а также заметок в издании «Санкт-Петербургские ведомости». Несмотря на то, что Ломоносов много сил тратил на распространение трудов зарубежных авторов, он находил время и для развития отечественной науки.

Он стал автором первого учебного пособия «Риторика», которое было выпущено на русском языке. В эти же годы Ломоносов обратился к императрице Елизавете с «Похвальным словом», благодаря которому позже получил должность коллежского советника.

Заручившись поддержкой государыни, ученый открывает фабрику мозаики, конечно же не без помощи И. Шувалова. Ломоносову императрица пожаловала мызу Усть-Рудица, а также прилегающие к ней четыре деревни.

Ученый также планирует проводить опыты с электричеством, на что просит разрешение у Елизаветы Петровны. Его также беспокоит судьба семьи профессора Рихмана Г.В., погибшего во время проведения физических опытов, для которой он просил выделить пенсионное обеспечение.

В 1757 году гениальный ученый опубликовал одну из самых примечательных работ «Слово о рождении металлов от трясения Земли». К выдающимся научным трудам того периода можно отнести такие работы как «О слоях земных», «Рассуждения о большой точности морского пути», «Первые основания металлургии или рудных дел». В это же время Ломоносов привлекает руководство Академии к проведению реформаций в сфере обучения, благодаря которым в учебном заведении смогли обучаться талантливые молодые люди, не принадлежавшие к высокому сословию.

Значимым событием в его биографии стал отказ от кафедры химии, который был связан с получением премии У. Сальховым за решение задачи, объявленной Академией наук. Это поспешное решение лишило Ломоносова возможности проводить опыты в стенах научного заведения, и ему пришлось заниматься химией в своем доме.

Новая работа, которую он представил на суд общественности в 1764 году содержала краткое описание различных путешествий по морям Северным, а также информацию о возможном существовании прохода из Сибирского океана в Индию. Его научный труд был взят за основу при составлении маршрута экспедиции, отправляющейся на поиски пути в Индию через Северные моря.

Специально для организации этой экспедиции Ломоносов создал «ночезрительную трубу» для детального обзора местности в ночное время суток. Несмотря на старания ученого, эта и другие экспедиции закончились неудачами, отважные исследователи напрасно пытались пробиться сквозь опасные льды.

После того, как на престол взошла Екатерина II, положение ученого стало довольно зыбким, поскольку он был всегда предан покойной Елизавете Петровне. Однако положение дел изменилось после того, как новая императрица ознакомилась с некоторыми научными трудами великого ученого. Она даже пожаловала ему чин статского советника.

Личность

Личность человека развивается на ценностях и духовных основ, которые были заложены в нем с детства. Ломоносов – не исключение. Михаил стал тем, кем его знают миллионы. Благодаря роду разных событий и обстоятельств, в числе которых и семейные

Рос Ломоносов без матери, но женским вниманием он не был обделен. Так как овдовевший его отец неустанно пытался наладить свою личную жизнь

Говоря об ученом, многие превозносят его гений. Указывают на то, что жизнь Ломоносова долгое время проходила в нищете. Более того, в окружении необразованных людей. На деле это не так. Отец Ломоносова не был бедным.

Свой пример Ломоносов старший активно использовал, как эффективный инструмент воспитания, по отношению к подрастающему наследнику. Это сильно повлияло на Ломоносова, сформировало его, как личность добрую, справедливую, желающую постоянно развиваться.

Детские годы Ломоносова

О детстве будущего ученого, писателя и художника сведений не очень много, хотя дата его рождения установлена точно – 8 ноября 1711 года, а по новому стилю – 19 ноября. Он появился на свет в Архангельской губернии, в деревне, которая сейчас носит его имя, а тогда называлась Мишанинской. Других детей в семье Ломоносовых не было. Отец был рыбаком. Семья считалась зажиточной, но склонности к образованию у родителей не было, о чем Ломоносов позднее кратко упомянул в своей автобиографии. Когда мальчику было девять, мать его умерла. Отец после этого дважды женился. Вторая жена относилась к ребенку неплохо, а вот третья оказалась самой настоящей мачехой – жестокой и злой. С детства Ломоносов освоил рыбацкий промысел. Рыбачил вместе с отцом на Белом море. Мальчик был очень наблюдательным, он хорошо изучил окружающую природу, умел ориентироваться по звездам, а тяжелая работа закалила – он всегда оставался физически очень сильным. Тогда же он начал учиться грамоте у местного дьячка. Изучал грамматику, арифметику по знаменитому учебнику Магницкого, церковные книги. Писал красиво и грамотно, то есть в родных краях мог считаться очень образованным человеком. Он полюбил книги, но этого его родные не понимали. Отец готовил сына к обычной жизни рыбака-помора, но накануне своей свадьбы юноша сбежал в Москву.

Рис. 2. Михаил Ломоносов в молодости

Основные литературные произведения М.В. Ломоносова

Полное собрание сочинений Ломоносова

  • Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года
  • Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския, 1746 года
  • Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Елизаветы Петровны, 1747 года
  • «Утреннее размышление о божием величестве» (1743)
  • Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния (1743)
  • «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» (1747)
  • «Ночною темнотою покрылись небеса…» (1747)
  • «Лишь только дневной шум замолк…» (1747)
  • Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову 18 августа 1750 г.
  • Письмо о пользе стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное 1752 г.
  • Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в  1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же
  • Гимн бороде (1757)
  • Разговор с Анакреоном (между 1758 и 1761)
  • Надпись к статуе Петра Великого
  • Неоконченная героическая поэма о Петре Великом  «Петрида»

Успех Ломоносова-оратора

Современники ученого с восхищением отзывались о его способностях. Ломоносов с успехом пользовался своими рекомендациями в собственных выступлениях. Талант ритора признавали не только друзья ученого, но и его недруги. Так, к примеру, Шумахер однажды написал: «Очень я желал бы, чтобы не Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве?». Во фразе явно видна враждебность, но и просматривается невольное восхищение ораторскими способностями Ломоносова.

Речи ученого пользовались большой популярностью – на лекциях и выступлениях всегда было огромное количество слушателей. Как вспоминал Н. И. Новиков (известнейший русский просветитель), слог Ломоносова отличался твердостью, чистотой, громкостью. Вместе с тем, отмечает автор, нрав ученого был веселым: он всегда говорил остроумно, коротко, частенько шутил.

Примером успеха Ломоносова-оратора является его выступление со «Словом о пользе химии». Ученый обладал удивительной способностью интересно, образно говорить о научных достижениях, доступным языком объяснять ранее неизвестные вещи и процессы. Со «Словом о пользе химии» Ломоносов выступал в публичном собрании Академии наук в 1751 году. Начиналась речь с того, что автор с восхищением говорит о людях, приносящих пользу обществу «трудами приятными и беспорочными». Речь идет, главным образом, о научных деятелях, для которых процесс познания – полезное и приятное упражнение. «Учение» Ломоносов считал способом открытия красоты вещей, различий действий, свойств. Человек, обогащающийся знаниями, считал ученый, никого не обидит тем, что приобретает «неистощимое и принадлежащее всем сокровище».

Михаил Васильевич всегда акцентировал внимание на пользе познания. Он говорил о том, что знания должен приобретать каждый, поскольку образованный человек отличается от невежественного только в лучшую сторону

Ломоносов всех призывал учиться. В подтверждение своих слов ученый сразу же приводит примеры. К примеру, он сравнивает двух людей, один из которых в состоянии только назвать все предметы и явления, находящиеся в его поле зрения. Другой же, более образованный, способен не только их назвать, но и объяснить их особенности и свойства. Более того, грамотный человек «и чувствам нашим отнюдь не подверженные понятия ясно и живо словом изображает». Один, например, и по пальцам считать не умеет, а другой определяет величину без специальных приспособлений, расстояния большие высчитывает не только на земле, но и на небе. На основании примеров ученый тут же делает вывод: » Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от бессловесных животных разнится». Ломоносов считает, что образованный человек не пребывает в унынии, так как знание радует его. Необразованный же индивид живет в «мрачной ночи невежества».

«Российская грамматика» М. В. Ломоносова

Основной заслугой Ломоносова является создание прочной почвы для становления нового русского языка. С его разработкой связано и знаменитое сочинение Михаила Васильевича под названием «Российская грамматика», увидевшее свет в 1755 году. Его составление есть воистину величайшая из заслуг, что привнес Ломоносов. Как лингвист он впервые в «Российской Грамматике» постарался разграничить такие понятия, как русский и церковнославянский языки.

Обособить каждый язык, признать его полностью самостоятельным в отношении другого — такого принципа в своей работе придерживался Ломоносов. Как лингвист, он опирался на определенные научные приёмы, которые помогали ему точно разграничить русский язык с церковнославянским. Это послужило достойному началу дальнейшего развития отечественной литературы. Как лингвист, Ломоносов основывался на исследованиях особенностей языка: он брал длинный перечень слов или словосочетаний, сравнивал и сопоставлял их между собой. И затем, уже на основании полученных результатов делал соответствующие выводы.

На исследовательских приемах Ломоносова, не претерпевших каких-либо весомых изменений, наука держится и по сей день.

Гранит науки

Много препятствий было на пути его поступления в школу, ему даже пришлось выдать себя за сына холмогорского дворянина. Как бы там ни было, но Славяно-греко-латинская академия все-таки приняла юного помора. Михайло Васильевич был старше всех учеников школы, а потому постоянно терпел насмешки от младших товарищей. Однако ни бедственное положение, ни чужие нападки не отбили желания учиться. Ломоносов сразу показал свои необыкновенные способности. Он отличался упорством и настойчивостью, за год он проходил программу трех классов. Запоем читал летописи, патристику и другие богословские книги, взятые в библиотеке Заиконоспасского монастыря.

В 1734 году Михаил отправляется в Киев и несколько месяцев проводит в стенах Киево-Могилянской академии.

В 1736 г. школьное руководство получило приказ выбрать для обучения в университете при петербургской Академии Наук лучшего ученика. Учитывая способности Михайла Васильевича, Славяно-греко-латинская академия выбирает именно его. А что же потом? Как сложилась его дальнейшая судьба? Где учился Ломоносов дальше?

По одной из версий, богословская карьера будущего великого ученого оборвалась, так и не успев начаться, поскольку раскрылась история с подлогом документов. В результате рукоположение не состоялось, но способный семинарист был направлен на ниву естествознания.

Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

Согласно биографическим данным, в том же 1736 году из Петербурга его направляют осваивать горное дело в Германии. Помимо заявленного обучения, Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. Знакомился с трудами философов. Подробных сведений о том, как и где учился Ломоносов в этот период, нет. Сохранились записи о том, что три года он провел в Марбурге. Там он встретил и своего любимого учителя Христиана Вольфа, там же познакомился со своей будущей женой. Русские студенты быстро подружились с немецкими однокурсниками. Вместе они устраивали молодежные пиршества и гулянки. Однако целеустремленный Ломоносов тратил свою стипендию на книги и квартиру. Для него всегда на первом месте была учеба и наука.

Творчество и память о Ломоносове

Помимо научных работ Михаил Ломоносов писал поэтические произведения: стихотворения, оды и похвальные речи. Его перу принадлежит стихотворение «Среди прекрасного Российского рая», написанное в 1751 году, где он восхваляет дочь Петра Великого Елизавету. В его одах звучит призыв к развитию российской культуры и образования — с целью затмить европейские.

Многие поэмы посвящены научным изысканиям, героическим подвигам Петра Первого, в них имеются отсылки к античным персонажам — например, в стихах «Мне петь было о Трое…» — а также размышления о древних философах: «Гораций», «Из Сенеки».

Поэмы и письма Михаила Ломоносова воспевают главную его ценность в жизни ― науку, которой он себя посвятил. В его честь названы города, предприятия, ряд школ и университетов в России, Украине, Казахстане, улицы, космические объекты ― лунный и марсианский кратеры, астероид 1379 Ломоносова, атомная электростанция «Академик Ломоносов». Существует ломоносовит ― уникальный минерал, открытый в Ловозере, относится к группе силикофосфатов.

Ломоносову установлены памятники в крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Краснодаре. Мемориалы ученого есть и в европейских странах: Германии, Австрии, Бельгии. В его честь назван российский город Ломоносов.

Заключение

Ломоносова справедливо называют «отцом русского красноречия». Михаил Васильевич действительно был человеком уникальным, высокообразованным. Он всегда стремился получить новые знания, использовал для этого любую возможность.

Большое влияние на ученого оказали годы пребывания его в Германии. В 1736 г. он отправился туда на обучение. Спустя 4 год отправился путешествовать по Германии. В 1745 году Ломоносов вернулся в Россию и начал преподавательскую деятельность. Параллельно ученый работал над своей «Риторикой» и другими книгами.

Успехи Ломоносова в науках были настолько велики, что в 1764 году его лично посетила Екатерина II.

Все книги ученого, вся его научная деятельность были направлены на улучшение жизни в России. Ведь сам он был из семьи крестьян и не понаслышке знал об уровне грамотности простого народа. Ломоносов стремился привить любовь к образованию, познанию всем слушателям его лекций. Его вклад в развитие отечественных наук, бесспорно, бесценен. Многие правила и рекомендации, которые разработал Ломоносов, можно и даже нужно применять сегодня. Особенно они актуальны для тех людей, деятельность которых связана с общением, среди которых лидеры и члены политических партий, руководители предприятий, работники сферы обслуживания и других экономических отраслей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector