Опорные конспекты, как одна из форм работы на занятиях

Основные сведения

Само понятие конспекта и правила его составления были разработаны довольно давно, но с развитием педагогики, инновационных технологий, появились новые подходы к конспектированию. Появились так называемые карты памяти, графические, схематические и опорные конспекты.

Первым о методике составления последних заговорил известный педагог-новатор В. Ф. Шаталов. Он предлагал кодировать важную информацию с помощью ряда специальных графических символов и их комбинаций, рисунков и знаков, цифр, ключевых слов. Запомнить информацию, представленную таким образом, было намного проще, как и освежить ее в своей памяти, бегло просмотрев записи.

Педагог апробировал свою методику на учениках, предлагая им составлять опорные конспекты по физике и математике. Нововведение быстро дало свои результаты, о чем узнали и заговорили и другие педагоги. Сегодня методика применяется не только в школьной, но и в вузовской практике.

Разработка кода

Одна из основных сложностей при составлении конспекта – разработка кода. Чтобы упростить этот процесс, можно воспользоваться следующими советами:

По возможности сокращайте часто встречаемые в данной теме слова, создавая интуитивно понятные аббревиатуры. К примеру, системы счисления – СС.
Используйте графические обозначения, такие как значок следствия, равенства, математических операций, схематические обозначения, принятые в том или ином предмете – русском или английском, математике, физике, химии.
Используйте восклицательные знаки, пометки N. B

(Nota Bene), английские слова, указывающие на важность того или иного момента. Записывать их лучше всего на полях тетради или листка с конспектом.

Степени

В зависимости от глубины повреждения тканей выделяют 4 степени термических ожогов кожи. Точно определить степень ожога может только врач в специализированном медицинском учреждении.

  1. Степень 1. Характеризуется неполным повреждением поверхностного слоя кожи. Основные признаки термического ожога 1 степени – покраснение кожи, незначительная отечность, сильное жжение.
  2. Степень 2. Сопровождается полным повреждением поверхностных тканей, что проявляется жгучей болью, образованием небольших пузырей, при вскрытии которых появляются эрозии ярко-красного цвета.
  3. Степень Повреждение охватывает поверхностные и глубокие слои кожи. Выделяют термический ожог степени 3а и 3в. Для степени 3а характерно частичное повреждение глубоких слоев, образование сразу после травмы ожогового струпа – сухой черной или коричневой корки. При ожоге паром струп беловато-серый, мягкий, влажный. Термический ожог 3в степени характеризуется гибелью всех слоев кожи, повреждением подкожной жировой клетчатки.
  4. Степень 4. Происходит поражение всех слоев кожи, подкожной клетчатки, мышц, костей, сухожилий.

Глубокие повреждения 3 и 4 степени более опасны. Однако к летальному исходу могут привести и поверхностные ожоги, если раневая поверхность охватывает более трети всей поверхности тела.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Требования

Работая с учениками и составляя для них и вместе с ними опорные конспекты по физике, математике, Шаталов также вывел ряд основных требований.

  1. Лаконичность, то есть краткость конспекта. Чем меньше места он занимает, тем он полезнее. В общей сложности один конспект не должен превышать 400 знаков-символов.
  2. Структурность, то есть весь материал должен быть разделен на несколько связанных между собой блоков.
  3. Наличие смыслового акцента, то есть наличие рамок, которые отделяют блоки друг от друга.
  4. Использование простых условных знаков и аббревиатур.
  5. Автономность, то есть самостоятельность каждого блока опорного конспекта.
  6. Акцентирование — выделение основных мыслей с помощью цветов, подчеркиваний.
  7. Доступность и понятность написанного.

Как подготовить доклад

1.Составьте
план доклада.

2.
Подберите необходимую литературу и
иллюстративный материал (таблицы,
схемы, диаграммы, рисунки и т. д.).

3.
После чтения источников отберите нужный
материал, систематизируйте его.

4.
Излагайте материал своими словами,
используя историческую терминологию.
Делайте выводы.

5.
Делай доклад по плану или тезисам, а не
просто читай написанное.

6.
Пользуйся иллюстративным материалом.

7.
Заранее напиши тему и план доклада на
доске, активизируя внимание слушателей. 8.Речь
докладчика должна быть правильной,
четкой, внятной, достаточно громкой и
звучать убедительно

8.Речь
докладчика должна быть правильной,
четкой, внятной, достаточно громкой и
звучать убедительно.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

Полезные хитрости

При составлении конспекта лекции или научного текста — статьи, монографии, раздела учебника или хрестоматии, разделите тетрадь на три части. Первая — основная, в ней будут вестись базовые записи.

Вторая часть будет находиться справа, зачастую — это небольшая колонка шириной сантиметров в пять

В ней с помощью галочек, восклицательных и вопросительных знаков отмечайте, на какие моменты стоит обратить особое внимание, по какому вопросу следует найти дополнительную информацию — найти и выписать определение, дополнить полученную информацию

В нижней части листа, высотой сантиметров в десять, записывайте дополнительный материал, то есть, туда вы вписываете то, что должны были найти, согласно проставленных вами во второй части вопросов и галочек.

Второй момент, который существенно облегчит обработку конспекта, — использование цветных ручек и выделителей. С их помощью вы можете красочно оформить конспект, а наиболее важные моменты будут первыми бросаться в глаза за счет яркого цвета.

Старайтесь оформить конспект аккуратно, чтобы в дальнейшем информация легко воспринималась.

ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ

Основные признаки текста:

тематическое и композиционное единство всех его частей;

наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);

смысловая цельность, относительная законченность.

Связь предложений в тексте Цепная связь – это связь, при которой предложения связаны друг 1.

с другом последовательно, по цепочке (второе предложение связано с первым, третье – со вторым, четвртое – с третьим и т.д.).

Особенность этого вида связи – повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения.

Например:

Заветной цели, о которой Николка думал все эти три дня, когда события падали в семью, как камни, цели, связанной с загадочными последними словами распростртого на снегу, цели этой Николка достиг.

Но для этого ему пришлось весь день перед парадом бегать по городу и посетить не менее девяти адресов. И много раз в этой беготне Николка терял присутствие духа, и падал, и опять поднимался, и вс-таки добился.

(М.А.Булгаков)

2. Параллельная связь – это связь, при которой предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, подчиняются первому предложению. При такой связи все предложения дополняют, уточняют смысл первого.

Особенность этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.

Например:

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землй и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

(К. Паустовский)

– &nbsp– &nbsp–

Функциональные стили речи Стиль языка- это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения, агитационно-массовую деятельность, науку, словесно-художественное творчество.

– &nbsp– &nbsp–

Синонимы – слова одной и той же Красный, алый, пурпурный, бордовый.

части речи, близкие по лексическому Отворить, открыть, распахнуть.

значению, различающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи (т. е. в разных стилях).

– &nbsp– &nbsp–

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Полезные хитрости

При составлении конспекта лекции или научного текста — статьи, монографии, раздела учебника или хрестоматии, разделите тетрадь на три части. Первая — основная, в ней будут вестись базовые записи.

Вторая часть будет находиться справа, зачастую – это небольшая колонка шириной сантиметров в пять

В ней с помощью галочек, восклицательных и вопросительных знаков отмечайте, на какие моменты стоит обратить особое внимание, по какому вопросу следует найти дополнительную информацию – найти и выписать определение, дополнить полученную информацию

В нижней части листа, высотой сантиметров в десять, записывайте дополнительный материал, то есть, туда вы вписываете то, что должны были найти, согласно проставленных вами во второй части вопросов и галочек.

Второй момент, который существенно облегчит обработку конспекта, – использование цветных ручек и выделителей. С их помощью вы можете красочно оформить конспект, а наиболее важные моменты будут первыми бросаться в глаза за счет яркого цвета.

Старайтесь оформить конспект аккуратно, чтобы в дальнейшем информация легко воспринималась.

Разработка кода

Одна из основных сложностей при составлении конспекта — разработка кода. Чтобы упростить этот процесс, можно воспользоваться следующими советами:

По возможности сокращайте часто встречаемые в данной теме слова, создавая интуитивно понятные аббревиатуры. К примеру, системы счисления — СС.
Используйте графические обозначения, такие как значок следствия, равенства, математических операций, схематические обозначения, принятые в том или ином предмете — русском или английском, математике, физике, химии.
Используйте восклицательные знаки, пометки N. B

(Nota Bene), английские слова, указывающие на важность того или иного момента. Записывать их лучше всего на полях тетради или листка с конспектом.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Преимущества

К основным преимуществам использования опорных конспектов относят:

  1. Повышение уровня заинтересованности учеников и студентов, так как у них нет необходимости записывать под диктовку весь материал лекций.
  2. Учитель получает больше времени для общения с учениками.
  3. Данные оформляются в удобном для визуального восприятия виде, а как известно, большую часть информации (до 90%) мы получаем именно с помощью зрения.
  4. Существенно сокращается время, необходимое для подготовки к урокам, практическим занятиям, зачетам и экзаменам.
  5. Ученики и студенты учатся самостоятельно обрабатывать информацию, выделять главное, составлять и оформлять конспекты.

Методика опорных конспектов за годы своего существования зарекомендовала себя как одна из наиболее перспективных и продуктивных. Она позволяет повысить уровень успеваемости учащихся и студентов, сократить необходимое на подготовку к занятиям время, научить их работать с различного рода информацией и правильно оформлять ее.

Где можно применять?

Конспекты такого типа широко применяются в системе школьного образования, при изучении гуманитарных, естественных, точных наук. Опорный конспект по математике, физике или химии, истории, русскому или иностранному языку позволяет в короткие сроки обработать тему, выделить и запомнить основные ее моменты.

В вузах, на лекциях или же при подготовке к практическим заданиям преподаватели иногда сами разрабатывают такого рода конспекты и раздают их своим студентам, чтобы облегчить им процесс восприятия излагаемого в ходе лекции материала.

Пользуются этим методом и при выполнении индивидуальных заданий, в особенности если студентам необходимо обработать научный текст – статью или монографию, и представить краткий конспект.

Используют его в своей работе и учителя, преподаватели при подготовке к урокам и лекциям. С его помощью можно существенно сократить объем написанного, особенно если тема вам уже знакома, и вы готовите краткий план лекции или урока. К тому же такой конспект можно распечатать и раздать ученикам и студентам, чтобы они лучше ориентировались в излагаемом материале.

Наглядные материалы

Такая методика составления опорного конспекта основана на использовании наглядных пособий для улучшения процесса обработки мозгом информации. Это связано с использованием изображений, графиков, диаграмм и т. д. Наиболее актуальным такой способ ведения заметок является для студентов, которым необходимо составлять опорный конспект по математике, физике или другим предметам, связанным с точными науками. Все дело в том, что помимо механической и слуховой памяти у нашего мозга крайне сильна визуальная память. Тут-то нам и приходят на помощь яркие цвета, схемы и блоки.

К слову, методику наглядных материалов можно применить и к составлению конспектов по истории. Вместо того чтобы писать длинные параграфы информации, необходимо использовать цвета и другие визуальные элементы. Например, буквы разного размера. Наш мозг последовательно работает с информацией. Так, Mind Maps, или, в переводе с английского языка, «карты разума», становятся одним из самых распространенных и эффективных методов ведения конспектов. Самым мощным аспектом mind-mapping является то, что этот способ дает возможность визуально связывать идеи вместе через круги и линию. Это упрощает формирование связей между идеями — наиболее эффективен этот метод для составления конспекта по истории во время лекции.

Обычно при использовании этой методики лучше всего начинать с общей темы в центре. Например, если темой является пища, запишите ее в центре и обведите. Когда учитель начнет говорить о сладостях, овощах, углеводах или любых других элементах, проведите линии от центра круга до этих подтем. Если из одной темы исходит другая, просто проведите от одного кружка линию к другому. В области под подтемой можно записывать основные тезисы и идеи. Такой способ хорош в ведении опорных конспектов по русскому языку, иностранным языкам или литературе, поскольку позволяет последовательно связывать между собой информацию.

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Этапы написания

Сам Шаталов давал следующие инструкции о том, как составить опорный конспект.

Для начала необходимо изучить материал и выделить наличие взаимосвязей между частями текста.
Выделить главные моменты, на которые следует обратить внимание.
Сделать черновик конспекта, максимально сокращая выделенный материал.
Разработать систему сигналов и знаков для записи.
Используя разработанную систему, оформить опорный конспект.
Объединить основные моменты в блоки с помощью рамок.
Отобразить связь между блоками с помощью стрелочек или иных знаков, отображающих отношения между блоками информации.
Оформить полученный текст с помощью цветных карандашей, фломастеров, ручек или выделителей.

Алгоритм комментирования политических высказываний

1. Изложите
высказывание своими словами.

2. Каково
ваше отношение к этому высказыванию.

3. Какой
вывод из него можно сделать.

4. Оцените
его с точки зрения морали.

Популярные персоналии

Цезарь Антонович Кюи

Сергей Сергеевич Прокофьев

Оливье Мессиан

Франц Йозеф Гайдн

Роберт Шуман

Сергей Иванович Танеев

Иоганн Себастьян Бах

Василий Сергеевич Калинников

Отто Клемперер

Михаил Иванович Глинка

Арканджело Корелли

Сергей Михайлович Слонимский

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные — в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

Этапы написания

Сам Шаталов давал следующие инструкции о том, как составить опорный конспект.

Для начала необходимо изучить материал и выделить наличие взаимосвязей между частями текста.
Выделить главные моменты, на которые следует обратить внимание.
Сделать черновик конспекта, максимально сокращая выделенный материал.
Разработать систему сигналов и знаков для записи.
Используя разработанную систему, оформить опорный конспект.
Объединить основные моменты в блоки с помощью рамок.
Отобразить связь между блоками с помощью стрелочек или иных знаков, отображающих отношения между блоками информации.
Оформить полученный текст с помощью цветных карандашей, фломастеров, ручек или выделителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector