Категорические императивы канта и их суть

Влияние на мировую истории философии

Критическую философию Иммануила Канта по праву называют важнейшим синтезом систем, ранее разработанных учеными со всей Европы. Работы философа можно считать великим венцом всех предшествующих философских взглядов. Деятельность и достижения Канта стали отправной точкой, с которой начала отсчет новейшая философия. Кант создал гениальный синтез всех важных идей своих современников и предшественников. Он переработал идеи эмпиризма и рационализма, теории Локка, Лейбница, Юма.

Кант создал общую модель, использовав критицизм по отношению к существующим теориям. Он добавил в уже имеющиеся идеи свои собственные, оригинальные, порожденные его блестящим умом. В дальнейшем, критицизм, заложенный ученым, станет неоспоримым условием по отношению к любой философской идее. Критицизм невозможно опровергнуть или разрушить, его можно только развить.

Вопрос 13. Принцип развития, разработанный в немецкой классической философии.

Немецкая классическая
философия является вершиной рационализма,
в ней обоснована почти беспредельная
мощь человеческого разума. Это философия
истории, культуры, этики, права, государства
и общественной жизни человека.

Немецкая классическая
философия внесла большой вклад в развитие
диалектики, онтологии и гносеологии. В
этот период формировался новый облик
философии в виде специальной системы
дисциплин.

Родоначальник
классической немецкой философии Иммануил
Кант (1724–1804) прошел два периода в своем
творчестве докритический и критический.
Для первого характерны материализм
диалектический подход к решению проблем
происхождения Солнечной системы. Во
второй период Кант в своих работах
«Критика чистого разума», «Критика
практического разума», «Критика
способности суждения» разрабатывает
целый круг проблем: границ познователиных
возможностей человека; природы морали
и эстетики; сущности религии;
целесообразности в органической природе;
о месте человека в мире и его предназначении.

В своей философской
системе Кант вылил:

– способности души
(познавательная, чувство удовольствия
и неудовольствия, способность желания);

– познавательные
способности (рассудок, способность
суждения, разум);

– априорные принципы
(закономерность, целесообразность,
конечная цель). Эти стороны применимы,
по Канту, к природе, искусству и свободе.

Кант учит, что
существуют «вещи в себе», не зависящие
от познающего субъекта. Если бы Кант
последовательно проводил этот взгляд,
то он пришел бы к материализму. Но в
противоречие с этой материалистической
тенденцией он утверждал, что «вещи в
себе» непознаваемы. Иными словами, он
выступал как сторонник агностицизма.
Агностицизм приводит Канта к идеализму.
Идеализм Канта выступает в форме
априоризма – учения о том, что основные
положения всякого знания являются
доопытными, априорными формами рассудка.

Кант сделал
гуманистичесний вывод о том, что человек
– цель, а не средство, мораль не нуждается
в религии. Мотивы политического поведения
должны быть такими, чтобы они могли
стать гласными. Несмотря на отвлеченный
характер требований кантовской морали
– поступай так, чтобы принцип твоего
поведения мог стать всеобщим законом
– его этика стала шагом вперед в
обосновании законности требований
уважения достоинства личности как
высшей ценности на земле. А назначение
человека – сделать конечной своей целью
высшее возможное благо на земле, в том
числе вечный мир, который Кант понимал
как нравственный идеал.

Высшей ступени
своего развития диалектика в идеалистической
форме достигла в философии Гегеля
(1770–1831), который был великим представителем
объективного идеализма.

Гегелевская система
объективного идеализма состоит из трех
основных частей.

В первой части своей
системы – в «Науке логики» – Гегель
изображает мировой дух (называемый им
здесь «абсолютной идеей») таким, каким
он был до возникновения природы, т.е.
признает дух первичным.

Идеалистическое
учение о природе изложено им во второй
части системы – в «Философии природы».
Природу Гегель как идеалист считает
вторичной, производной от абсолютной
идеи.

Гегелевская
идеалистическая теория общественной
жизни составляет третью часть его
системы – «Философию духа». Здесь
абсолютная идея становиться по Гегелю
«абсолютным духом».

Таким образом,
система взглядов Гегеля носила ярко
выраженный идеалистический характер.
Существенная позитивная особенность
идеалистической философии Гегеля
состоит в том, что абсолютная идея,
абсолютный дух рассматривается им в
движении, в развитии. Учение Гегеля о
развитии составляет ядро гегелевской
идеалистической диалектики и целиком
направлено против метафизики. Особенное
значение в диалектическом методе Гегеля
имели три принципа развития, понимаемые
им как движение понятий, а именно: переход
количества в качество, противоречие
как источник развития и отрицание
отрицания.

Совесть взаймы

Если вы имеете совесть,то вас имеют те,кто её не имеет.

К самому категорическому императиву придраться невозможно. Всё продумано, цельно и гармонично.

Но есть проблема другого свойства: императив заставляет думать. А думать мало кто хочет. А кто бы и хотел, да не умеет. Остаётся малая горстка людей, которые думать и хотят, и умеют. Но им – лень.

Поэтому скажу так: до Канта надо дорасти.

Вот когда у вас вопросы нравственности и добродетели выйдут на первый план, когда вы начнёте воспринимать окружающих вас людей хотя бы за людей, тогда и самое время задуматься о категорическом императиве.

А пока Золотое правило нравственности – это идеальный вариант. Думать особо не надо: нравится тебе что-то – вот так и поступай с людьми.

Ну, и Канта почитывайте на всякий случай. Захочется подумать – будет о чём.

Добродетель человеканачинается хотя быс мыслей о добре.

Критика

Золотое правило

Первая формулировка категорического императива похожа на Золотое правило . В отрицательной форме это правило гласит: «Не навязывайте другим то, чего не желаете себе». В позитивной форме это правило гласит: «Относитесь к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам». Из-за этого сходства некоторые думали, что они идентичны.

Утверждая, что Кен Бинмор тоже так думал, Питер Корнинг предполагает следующее:

Сам Кант так не думал в « Основах метафизики морали» . Скорее, категорический императив — это попытка определить чисто формальное и обязательно универсально обязательное правило для всех рациональных агентов. С другой стороны, Золотое правило не является ни чисто формальным, ни обязательным для всех. Он «эмпирический» в том смысле, что его применение зависит от предоставления контента, например: «Если вы не хотите, чтобы другие били вас, не бейте их». Это также гипотетический императив в том смысле, что его можно сформулировать так: «Если вы хотите, чтобы X сделали с вами, то сделайте X другим». Кант опасался , что гипотетические статьи, «если вы хотите X сделал вам,» остается открытой для спора.

Ложь убийце

Один из первых серьезных вызовов рассуждениям Канта исходил от французского философа Бенджамина Константа , который утверждал, что, поскольку истина должна быть универсальной, согласно теориям Канта, человек должен (если его спросят) сообщить известному убийце местонахождение его жертвы. Этот вызов произошел еще при жизни Канта, и его ответом стало эссе « О предполагаемом праве лгать из благих побуждений» (иногда переводится « О предполагаемом праве на ложь из-за филантропических интересов» ). В этом ответе Кант согласился с выводом Константа о том, что из посылок Канта следует вывести моральный долг не лгать убийце.

Кант отрицал, что такой вывод указывает на какую-либо слабость в его предпосылках: не лгать убийце необходимо, потому что моральные действия не получают своей ценности из ожидаемых последствий. Он утверждал, что, поскольку ложь убийце будет относиться к нему как к простому средству для другой цели, ложь отрицает рациональность другого человека и, следовательно, отрицает возможность существования свободного рационального действия вообще. Эта ложь приводит к противоречию в представлениях, и, следовательно, ложь противоречит долгу.

Констант и Кант соглашаются, что отказ отвечать на вопрос убийцы (а не ложь ) согласуется с категорическим императивом, но предполагают для целей аргумента, что отказ от ответа не был бы вариантом.

Подвергая сомнению автономию

выражает сомнение в отсутствии эгоизма в категорическом императиве. Шопенгауэр утверждал, что категорический императив на самом деле гипотетичен и эгоистичен, а не категоричен.

Сорен Кьеркегор считал, что автономия Канта недостаточна, и что, если ее не остановить, люди будут снисходительны к собственному делу, либо не соблюдая в полной мере строгость морального закона, либо не наказывая себя должным образом за моральные проступки:

Кант и котики

Имей мужествопользоваться собственным умом.Иммануил Кант

Изучать категорический императив будем на котиках.

Предположим, вы сидели в кресле, а потом резко встали. Но забыли, что на ногах у вас дремлет котик. Когда вы вставали, котик, пытаясь удержаться, выпустил когти вам прямо в ногу. Вы заорали: «Ах, ты, котина ты этакая!»

И тут вы замечаете, что висящий на стене портрет Канта нахмурил брови. Ибо категорический императив Канта гласит:

«Поступай так,чтобы максима твоей волимогла бы быть всеобщим законом».

Слово «максима» в данном контексте означает «главный принцип».

То есть, по Канту, вы только что создали всеобщий закон «Орать на котиков», что, конечно же, не делает вам чести.

Но, допустим, котика вы отцепили, перед ним извинились и случайно созданный вами всеобщий закон отменили. Как же теперь поступать, чтобы Кант не хмурился?

Прямо скажем, жизнь у вас будет не такой простой. Согласно Канту внешние правила и установки для вас потеряют всякое значение. Вам придётся создать свой личный кодекс чести, в соответствии с которым и жить дальше.

Кант исходит из того, что вы – это субъект доброй воли, а, следовательно, все ваши поступки – это результат вашего внутреннего выбора. Только в этом случае вы сможете быть по-настоящему свободным.

Вы не можете быть свободным, слушая других, потому что всегда есть вероятность того, что вас банально обманывают и используют в своих целях.

Как только вы сталкиваетесь с ситуацией нравственного выбора, то ваша задача – сформулировать для себя максиму – нравственный принцип, которым вы будете руководствоваться. И эта максима должна следовать категорическому императиву Канта.

То есть все ваши помыслы и поступки должны быть направлены в сторону высшей добродетели. Вы поступаете не потому, что кто-то и что-то считает, а потому, что сами это выбрали.

Есть важное следствие категорического императива: раз вы – это субъект доброй воли, то и остальные люди – это тоже субъекты доброй воли. А раз так, то отсюда следует высший принцип нравственности, который в упрощённом виде можно сформулировать так:. К другому человеку нельзя относитьсякак к средству для достижения своих целей

К другому человеку нельзя относитьсякак к средству для достижения своих целей.

По отношению к другим людям следует поступать только так: этот человек и его достоинство – это для вас высшая ценность.

По Канту человек – это свободное существо, которое не нуждается в чужих правилах и в чужом мнении. Сам человек и есть автор своих нравственных принципов.

В качестве примера Кант приводит такую ситуацию. Допустим, человек хочет взять деньги в долг. Но при этом он понимает, что вернуть долг у него мало шансов. Но он начинает клясться и божиться, что долг точно отдаст. То есть максима у этого человека такая: «Обещаю, что хочу, но выполнять не собираюсь». Очевидно, что если сделать эту максиму всеобщим законом, то все договорённости между людьми моментально стали бы невозможными. Поэтому добродетельный человек сформулирует просьбу дать взаймы максимально близко к реальной ситуации.

Другой пример Канта. Какой-то человек решил всю свою жизнь бездельничать и развлекаться. Насколько эта максима годится?

— Не годится! – строго отвечает Кант, — всё в природе развивает свои способности. Поэтому как разумное творение природы человек не может стать трухлявым пнём, а должен развивать то, что в нём заложено природой. Нехорошо, когда талант ржавеет без дела.

При этом нельзя руководствоваться критериями «приятно» или «неприятно». Если вы решили, что ваша максима «следить за здоровьем», то не надо валяться на диване. А надо вставать и заниматься своим телом.

Сначала решили что-либо, а потом силой воли выполняете то, что решили. Никакие чужие попытки сбить вас с пути нравственности не будут иметь успеха. Сделать гадость, в надежде, что никто не узнает – не выйдет. Вы-то знаете, что делаете гадость, а потому – никаких гадостей!

Вы решили поступить нравственно – вы так поступаете. И точка.

Это был краткий пересказ труда Канта «Основы метафизики нравственности», который он написал ещё в 1785 году.

Но пока не появилось страны, законы которой были бы написаны на основе категорического императива Канта.

Насколько же этот императив применим к реальной жизни?

«Основы метафизики нравственности»

В этой работе мыслитель попытался вывести этику из пределов рефлексии на тему морали и сформулировать ее как четкую научную и философскую теорию, соответствующую требованиям практического разума. Кант заявил, что, отталкиваясь от обыденного познания, он дойдет до вычленения высшего принципа морали, а затем укажет область его применения. Главным месседжем его работы было преодоление личных, «эмпирических» мотивов нравственности, и нахождение некоей всеобщей максимы, которая скрывается за действиями и желаниями разных людей. При этом философ использует свой априорный метод, который, собственно, и позволил вывести принцип категорического императива Канта. Он полагал, что все теории его предшественников не могут покинуть горизонта отдельной личности. Они не руководствуются понятием всеобщности. Они исходят из таких движущих людьми сил, как самолюбие, выгода, стремление к счастью. Но все это чувственные причины, которые не могут дать научную формулировку закона. Исходя из них, можно только запутаться или, в крайнем случае, ограничиться описаниями. Настоящие априорные правила морали может сформулировать только разум.

Философия

Ученые разделяют философское творчество Иммануила Канта на два периода: докритический и критический. Докритический период – это становление философской мысли Канта и медленное освобождение от школы Христиана Вольфа, чья философия господствовала в Германии. Критическое время в творчестве Канта – мысль о метафизике как о науке, а также создание нового учения, которое базируется на теории активности сознания.

Первые издания работ Иммануила Канта

Первое сочинение «Мысли об истинной оценке живых сил» Иммануил пишет в университете под влиянием преподавателя Кнутцена, однако публикуется работа в 1749 году благодаря материальной помощи дядюшки Рихтера.

Канту не удалось окончить университет из-за материальных трудностей: в 1746 году умирает Иоганн Георг Кант, и, чтобы прокормить семью, Иммануилу приходится работать домашним учителем и почти десять лет обучать детей из семей графов, майоров и священников. В свободное время Иммануил писал философские сочинения, которые вошли в основу его трудов.

Дом пастора Андерша, в котором Кант преподавал в 1747-1751 годах

В 1755 году Иммануил Кант вернулся в Кенигсбергский университет, чтобы защитить диссертацию «Об огне» и получить степень магистра. Осенью философ получает докторскую степень за работу в области теории познания «Новое освещение первых принципов метафизического познания» и начинает преподавать в университете логику и метафизику.

В первом периоде деятельности Иммануила Канта интерес ученых привлекла космогоническая работа «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой Кант рассказывает о происхождении Вселенной. В своем сочинении Кант опирается не на теологию, а на физику.

Также в этот период Кант изучает теорию пространства с физической точки зрения и доказывает существование Высшего Разума, от которого берут начало все явления жизни. Ученый считал, что, если есть материя, значит, существует Бог. По мнению философа, человек должен признать необходимость существования кого-либо, кто стоит за материальными вещами. Эту мысль Кант излагает в своей центральной работе «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога».

Подпись Иммануила Канта

Критический период в творчестве Канта возник тогда, когда он начал преподавать логику и метафизику в университете. Гипотезы Иммануила менялись не сразу, а постепенно. Первоначально Иммануил изменил взгляды на пространство и время.

Именно в период критицизма Кантом были написаны выдающиеся работы по гносеологии, этике и эстетике: труды философа стали основой мирового учения. В 1781 году Иммануил расширил свою научную биографию, написав одну из своих фундаментальных работ «Критика чистого разума», в которой подробно описал понятие категорического императива.

Взгляды на этическую теорию

«Нравственность» в этике Канта

До Канта философия рассматривала человека как природное существо, имеющее естественные потребности. Главенство теоретической этики Канта выражается в том, что моральный закон должен стать приоритетным, обязательным. Чтобы найти моральный, человеку необходимо определить абсолютный закон, которым является людская добрая (чистая) воля. Волей обладает только разумное существо. Воля — наш практический разум, под которым Кант понимает само понятие «нравственности».

Человек обязан быть нравственным ради самого понятия нравственности. Внутренний духовный закон не должен зависеть от человеческого опыта. Совершать добрые дела стоит опираясь на нравственный долг, закон нравственности выступает в таком случае априори. Идеал человека — симбиоз добродетели и счастья. Но счастье не равно главной цели. Верховный смысл — добродетель и стремление к ней.

Кант воспевал силу духа, воли, стремление «быть человеком» независимо ни от обстоятельств или естественных условий. Философ относил человека к двум мирам: природному и культурному. Человеческую мораль связывал с идеями свободы воли и разумной, ответственной личности.

Иммануил Кант: биография кратко

Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ. Один из родоначальников классической философии, всю жизнь проживший в Восточной Пруссии, городе Кенигсберге.

Кант родился в семье ремесленника, который мечтал сделать сына пастором. Будущий философ окончил престижную гимназию и поступил Кенигсбергский университет, где у него проснулся интерес к философии. Профессор Канта Мартин Кнутцен был пиетистом (пиетизм — движение внутри лютеранской и реформаторской церквей) и вольфианцем, что позже нашло отголоски и в работах самого Канта.

Университет в то время юноше закончить не удалось по материальным причинам. Кант стал домашним учителем и оставался им 10 последующих лет. В это время, в 1747-1755 годы, он опубликовал свою работу о происхождении Солнечной системы. В 1755 году философ защитил диссертацию и получил докторскую степень. Наступил долгий сорокалетний период преподавательской деятельности в университете.

Самым непродуктивным временем в творчестве Канта стал период, когда Пруссия находилась под властью России. Как только русское господство ушло, философ издал цикл работ.

С 1770 года начался «критический» период в творчестве Канта. Он получил должность профессора в родном университете, преподавал философию, математику, физику. К этому периоду относят написание ряда фундаментальных философских работ, которые внесли неоспоримый вклад в науку:

  • в 1781 г. — «Критика чистого разума» (гносеология);
  • в 1788 г. — «Критика практического разума» (этика);
  • в 1790 г. — «Критика способности суждения» (эстетика).

Как личность Иммануил Кант был неординарным. После 40 лет он выработал строгий режим: вставал, ел, прогуливался и работал в одно и то же время. Женат не был. Не посещал море, которое находилось в часе езды от дома. Кант стремился «развивать характер» и использовать свой потенциал в полном объеме. Похоронен был в родном городе, а над его могилой была возведена часовня.

В профессиональной деятельности Канта различают два этапа: докритический и критический. 1-й этап (до 1770 г.) состоял в разработке идей о происхождении Солнечной системы, генеалогической классификации животного мира, происхождении человеческих рас, роли приливов и отливов. О 2-м этапе мы уже знаем: он определялся основными философскими работами — «критиками» в областях гносеологии, этики и эстетики.

Кто такой Иммануил Кант

В зависимости от вашей точки зрения Кант был либо скучнейшим человеком на планете, либо воплощением мечты любого адепта продуктивности. Больше 40 лет подряд он просыпался в пять утра и ровно три часа писал. Четыре часа читал лекции в университете, потом обедал в одном и том же ресторане. Во второй половине дня он выходил на длительную прогулку по одному и тому же парку, шёл одной и той же дорогой, возвращался домой в одно и то же время. Каждый день.

Кант всю жизнь провёл в Кёнигсберге (нынешнем Калининграде). Он в буквальном смысле никогда не покидал город. Хотя море было всего в часе езды, он никогда его не видел. Он настолько автоматизировал свои привычки, что соседи шутили: «По нему можно сверять часы». Он выходил на ежедневную прогулку в 15:30, каждый вечер ужинал с одним и тем же другом, потом возвращался домой закончить работу и ложился спать в 22:00. Как не посмеяться над таким человеком. Ну и зануда! Серьёзно, чувак, начни уже жить.

Он так описал пространство-время, что это вдохновило Эйнштейна на открытие принципов относительности. Он впервые высказал идею, что у животных потенциально могут быть права. Он переосмыслил этику от начала до конца, ниспровергнув идеи, которые были в основе западной цивилизации со времён Аристотеля. Демократическое общество, которое защищает права личности, частично его заслуга. Его учение о морали до сих пор обсуждают в университетах. Давайте и мы поговорим об этом человеке.

Возможно, вы скажете, что это полная ерунда. Кому вообще есть до этого дело? Но в самих этих фразах — проявление моральной философии. Произнося их, вы подвергаете сомнению ценность какого-то явления. Стоит ли оно вашего времени и внимания? Оно лучше или хуже других? Такие вопросы относятся к сфере морали.

«Золотое правило» нравственности

История «золотого правила» нравственности чрезвычайно интересно, так как именно это положение является чуть ли не основой современного нравственного поведения. Эту историю можно назвать историей становления нравственности в целом. Если рассматривать современное понимание «золотого правила», то следует обратиться к восемнадцатому веку, ведь именно тогда данное положение сформировалось в том виде, в котором является известным на сегодняшний день.

Очень давно, ещё в первобытном обществе, действовали нормы поведения, которые нам, современным людям, конечно же, покажутся дикими и бесчеловечными. Речь идёт о существовании на тот момент обычая кровной мести, основывающегося на принципе равноценного создания. Действительно, обычай дикий и никаким образом не подходящий под современные реалии, но на тот момент это было весьма важным и действенным принципом поддержания порядка в первобытных общинах.

Родоплеменные отношения через какое-то время изжили себя, и поэтому общество перешло к другим формам социального взаимодействия. Общины перестали быть столь разграниченными, что сделало принцип кровной мести практически бессмысленным из-за размытости границ между родоплеменными социумами. Представитель общины перестал быть целью членов другой общины, если проступок совершал кто-то из его родственников, а община перестала нести ответственность за проступки отдельных своих членов. Из-за падения старых поведенческих норм появилась надобность в появлении и установлении новых.

«Золотое правило» нравственности подразумевает под отношением к другим отношение к любому другому человеку. Слово «другой» в каком-то смысле уравнивает всех других людей, что может показаться унизительным, но тут следует расставить акценты. Уравнивание не подразумевает принижения достоинств личности. Истина подразумевает равенство свободы, равенство перед лучшими общечеловеческими качествами, равенство перед возможностью самосовершенствования.

«Золотое правило» ставит человека в ситуацию, когда он должен представить себя на месте другого человека. В результате такой воображаемой замены человек чувствует отношение к себе от лица другого индивида. Такая позиция берётся за основу в межличностной связи, которая называется любовью. Именно поэтому есть такая вариация этого выражения, гласящая «возлюби ближнего своего, как самого себя». Из этого следует, что к постороннему человеку нужно относиться как к самому себе в перспективе самосовершенствования. То есть, не как к средству для достижения своей цели, а именно как к цели.

Отсылки к «правилу» у философов

Отсылки к «золотому правилу» нравственности имеются у многих философов, так как он часто ставился в основу изучения вопросов нравственности и поведенческих норм.

К примеру, можно взять суждения Томаса Гоббса, который считал данное суждение основой естественных законов, определяющих человеческую жизнь

Следует также учесть важность «золотого правила», заключающееся в его простоте. Это является плюсом для донесения этой идеи до самых простых слоёв населения

Государство имеет свою выгоду в усвоении населения «золотого правила» нравственности — граждане попросту избавляются от эгоистических притязания, становясь одним целым с социумом.
Джон Локк считал., что «золотое правило» не является врождённым для человека. Основу правила составляет суждение о всеобщем естественном равенстве, и индивид должен сам прийти к таким важным соображениям.
Мнение Иммануила Канта о «золотом правиле» нравственности являлось довольно критическим. Он считал, что данная истина не даёт возможности для корректной оценки уровня нравственности человеческого развития, так как индивид может сам определить границы своего нравственного развития, сознательно занизив их, тем самым выбрав эгоистическую позицию.

Первая формулировка: универсальность и закон природы

Кант заключает, что истинное моральное суждение не должно быть привязано к каким-либо конкретным условиям, включая личность и желания человека, проводящего моральное обсуждение.

Моральная максима должна подразумевать абсолютную необходимость, то есть должна быть отключена от конкретных физических деталей, окружающих предложение, и может применяться к любому разумному существу. Это приводит к первой формулировке категорического императива, иногда называемого принципом универсальности : «Действуйте только в соответствии с этой максимой, посредством которой вы можете в то же время пожелать, чтобы она стала универсальным законом».

С этой формулировкой тесно связана формулировка закона природы . Поскольку законы природы по определению универсальны, Кант утверждает, что мы можем также выразить категорический императив как:

Кант делит обязанности, налагаемые этой формулировкой, на два набора из двух подмножеств. Первое разделение — это обязанности, которые мы имеем перед собой, и обязанности перед другими. Например, у нас есть обязательство не убивать себя, а также обязательство не убивать других. Кант, однако, также проводит различие между совершенными и несовершенными обязанностями .

Идеальный долг

Согласно рассуждениям Канта, у нас, прежде всего, есть совершенная обязанность — не действовать в соответствии с максимами, которые приводят к логическим противоречиям, когда мы пытаемся их универсализировать. Моральное положение A : «Воровать можно» привело бы к противоречию при универсализации. Понятие кражи предполагает существование личной собственности , но было всеобщим, то не может быть никакой личной собственностью, и поэтому предложение логически отрицается себя.

В общем, совершенные обязанности — это те обязанности, которые заслуживают порицания, если их не выполнять , поскольку они являются основной обязанностью человека.

Несовершенный долг

Во-вторых, у нас есть несовершенные обязанности, которые по-прежнему основаны на чистом разуме, но допускают желания в том, как они выполняются на практике. Поскольку они в некоторой степени зависят от субъективных предпочтений человечества, этот долг не так силен, как совершенный долг, но он все же является морально обязательным. Таким образом, в отличие от безупречных обязанностей, вас не обвиняют, если вы не выполняете несовершенный долг, но вы должны получать похвалу за это, если выполняете его, поскольку вы вышли за рамки основных обязанностей и взяли на себя долг. Несовершенные обязанности носят косвенный характер, что означает просто то, что вы не могли разумно существовать в постоянном состоянии выполнения этого долга. Это то, что действительно отличает совершенные обязанности от несовершенных, потому что несовершенные обязанности — это те обязанности, которые никогда не выполняются по-настоящему. Конкретный пример, приведенный Кантом, — несовершенная обязанность развивать собственные таланты.

В чём заключается моральная философия Канта

Моральная философия определяет наши ценности — что для нас важно, а что неважно. Ценности определяют наши решения, поступки и убеждения

Поэтому моральная философия затрагивает абсолютно всё в нашей жизни.

Моральная философия Канта уникальна и на первый взгляд противоречит интуиции. Он был уверен: что-то может считаться хорошим, только если оно универсально. Нельзя назвать поступок правильным в одной ситуации и неправильным в другой.

Если лгать — плохо, значит, это всегда плохо, кто бы и когда бы это ни делал. Кант назвал такие универсальные этические принципы категорическими императивами. Это правила, по которым нужно жить. Они действуют в любых ситуациях для любого человека. Некоторые из них были разгромлены другими философами в пух и прах, другие выдержали испытание временем. Один из императивов поразил меня больше всего. В любой ситуации он чётко указывает, как нужно действовать и почему.

Ничего не понятно! Но давайте притормозим на минутку. Кант считал, что рациональность священна. Под рациональностью здесь подразумевается не умение играть в шахматы или разгадывать судоку, а сознание.

Насколько сейчас известно, мы единственный во Вселенной пример разумной самоорганизации. Единственные существа, которые способны принимать решения, взвешивать варианты и оценивать моральные последствия своих действий. Значит, нам нужно относиться к этому серьёзно. Значит, рациональность и охрана сознательного выбора должны быть основой моральных суждений. Что именно для этого делать? Смотрите правило выше.

Обзор

Впервые он упоминается в разделе II « Основы метафизики морали» . Кант определил его как формулу повеления разума, которая представляет объективный принцип «в той мере, в какой это необходимо для воли», другими словами, императивы действуют как эмпирические формулы для познания и действия с разумом. Гипотетические императивы говорят нам, как действовать для достижения определенной цели, и заповедь разума применяется только условно, например: «Я должен учиться, чтобы получить степень».

Подобные действия могут приносить пользу , но в первую очередь они мотивированы желанием достичь определенных целей. Действия, выполняемые с помощью гипотетических императивов, выполняются очень часто; всякий раз, когда кто-то берет на себя обязательство выполнить действие, чтобы достичь чего-то, чего он желает, он использует этот императив, чтобы действовать разумно.

В « Основах метафизики морали» Кант делит гипотетические императивы на две подкатегории: правила умения и советы благоразумия.

Правила мастерства

Правила умения условны и специфичны для каждого человека, которому это умение предписано. Это конкретные цели, которые мы ставим перед собой, и они обеспечивают основу для понимания того, как наши цели могут быть достигнуты. Кант резюмирует это так: «Тот, кто желает цели, также желает (поскольку разум имеет решающее влияние на его действия) неизбежно необходимые средства, находящиеся под его контролем». Определение Канта предусматривает, что существует бесчисленное количество личных целей, которые могут существовать, потому что у каждого человека есть свои уникальные перспективы, желания, личные обстоятельства и намеченные методы для достижения своих целей. Однако Кант также утверждает, что есть по крайней мере одна цель, к которой стремятся все, и определяет, что это счастье .

Советы благоразумия

Советы благоразумия (или правила благоразумия) достигаются априори (в отличие от правил умений, которые достигаются посредством опыта или апостериори ) и преследуют универсальные цели, такие как счастье. Советы благоразумия — это действия, совершаемые ради общей доброй воли человека и с лучшими намерениями. Это предполагает, таким образом, что действия, совершаемые с лучшими намерениями, используют гипотетический императив, чтобы различать и принимать решения, которые являются «наиболее нравственным благом». Таким образом, почти любое моральное «правило» о том, как действовать, является гипотетическим, поскольку предполагает, что ваша цель — быть нравственным, или быть счастливым, или угождать Богу и т. Д.

Ограничения

Общее ограничение гипотетического императива заключается в его потенциальной двусмысленности в его средствах и его подверженности злоупотреблениям в коррумпированных целях. Гипотетические императивы также могут быть выполнены только в том случае, если есть личный вклад в совершенное действие и достигнутые результаты. Если кто-то не находит личной выгоды или стимула для совершения действия определенным образом, то он не обязан это делать. Другими словами, гипотетические императивы вызывают команды через «должен делать», и их акцент делается больше на индивидуальных личных желаниях. Единственные негипотетические императивы — это те, которые говорят вам делать что-то, независимо от того, кто вы и чего хотите, потому что это хорошо само по себе. Эти типы императивов относятся к категории категорических императивов .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector