Как определить готовность ребенка к школе

Составляющие элементы

Специалисты выделяют 4 вида психологической готовности к школе.

Личностно-социальная

Готовность к общению и взаимодействию. В первую очередь — со взрослыми:

  • понимать авторитет учителя, уважать его, беспрекословно слушаться;
  • не бояться;
  • принимать его как человека;
  • чувствовать и соблюдать дистанцию;
  • выполнять то, что он говорит.

Как сформировать данную готовность: расширять круг общения с незнакомыми взрослыми, прививать элементарные навыки уважения к тем, кто старше. Приглашать домой друзей, включать его в контактирование с врачом в поликлинике, с продавцом в магазине, с другими родителями на детской площадке.

Во-вторых, готовность к общению и взаимодействию со сверстниками:

  • уметь работать в группе;
  • быть доброжелательным, неконфликтным;
  • знать о взаимовыручке;
  • иметь понятие о дружбе.

Как сформировать данную готовность: не лишать детского сада, способствовать взаимодействию с другими детьми во время прогулок, приглашать маленьких друзей в гости домой, обучать ролевым играм, выводить на массовые мероприятия.

У ребёнка, посещавшего детский сад, личностно-социальная психологическая готовность к школьному обучению гораздо выше, чем у того, кто сидел дома.

Эмоционально-волевая

Готовность к выполнению учебных задач. Трудности могут испытать и те, кто активно занимались до школы с частными преподавателями и ходили в развивающие центры; и те, кого не нагружали дополнительными занятиями. Первых ждёт глубокое разочарование, так как им будет неинтересно на уроках. Вторым процесс обучения будет даваться с трудом: задания не понимаются, а высидеть 40 минут урока — и вовсе каторга.

Как организовать подготовку:

  • приучать к соблюдению режима дня;
  • прививать навык усидчивости;
  • не нагружать чрезмерными занятиями;
  • отдать в «Школу будущего первоклассника»;
  • не забывать, что ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте — игровая.

К моменту поступления в школу ребёнок должен привыкнуть к смене деятельности. 10 минут спокойной работы за столом (рисование, лепка, чтение) — полчаса подвижных игр. Такое чередование подготовит их к смене уроков и перемен.

Интеллектуальная

Готовность к интеллектуальному труду. Многие родители неправильно понимают этот момент. Он вовсе не означает умение читать и писать, говорить на английском и знать наизусть отрывок из «Евгения Онегина». Речь об умении логически размышлять — к этому времени должна быть сформирована база аналитического склада ума.

Какой может быть подготовка:

  • научить решать простейшие логические детские задачки;
  • разгадывать вместе загадки, шарады, детские кроссворды;
  • чаще задавать вопрос «почему?»;
  • играть вместе в настольные развивающие игры;
  • покупать лего, конструкторы, паззлы;
  • не прекращать развитие мелкой моторики рук (лепить, вырисовывать детали, делать поделки, ходить на занятия пескотерапии).

Проверочные тесты на IQ для шестилеток выявляют как раз интеллектуально-психологическую подготовку к школе.

Мотивационная

Один из самых важных психологических моментов подготовки к обучению. Предполагает сформированность положительного отношения к:

  • школьному процессу;
  • учителю;
  • другим детям;
  • урокам и домашним заданиям;
  • самому себе.

Как организовать подготовку: говорить об учителях только хорошее, заинтересовать процессом обучения, работать над адекватной самооценкой. Если имеются детские психотравмы и внутренние комплексы, желательно походить к психологу.

Если на момент поступления в 1 класс у ребёнка сформированы все 4 психологические готовности, проблем с адаптацией не возникнет.

Общие рекомендации родителям

Можно сказать, что готовность к школе – это комплексный результат развития ребенка с рождения до 6-7 лет. Проверить это можно с помощью ряда специальных методик, о которых я расскажу позже. Но первично предположить готовность/неготовность можно по следующей особенности.

Дошкольный период всегда заканчивается возрастным кризисом. Так в психологии обозначают периоды перехода человека от одного этапа к другому. Это нормально. Кризисы должны быть. Другое дело если их нет.

Так, например, согласно теориям педагогов-психологов Л. С. Выготского, С. И. Самыгина, Д. Б. Эльконина, отсутствие кризиса может свидетельствовать о недостаточной готовности ребенка к школе и сохранении им внутренней позиции «дошкольника». В связи с чем, уважаемые родители, вам полезно знать, каковы главные проявления кризиса дошкольника:

  • замкнутость;
  • манерничание;
  • формирование субъектности (внутреннее переживание ребенком отношений с окружающими вместо былой непосредственности);
  • демонстративная «взрослость», непослушание;
  • резкая смена поведения;
  • становление внутренней позиции (проявляется в спорах, несогласии, иногда агрессии).

Все это свидетельствует о том, что чадо готово к смене привычного уклада жизни. Более того, ему это необходимо.

При грамотной педагогической позиции родителей и учителей после кризиса семи лет в лице ребенка можно найти сотрудника, помощника. Все названные внешние проявления сигнализируют о внутреннем главном новообразовании – стремлении к самостоятельности; потребности занять социально значимую роль. В противном случае ребенку будет крайне сложно адаптироваться к новой социальной ситуации.

В дошкольном возрасте при благоприятных условиях развивается эмоционально-волевая сфера, познавательная, мотивационно-потребностная. То есть закладывается база личности. Психолого-педагогические ошибки и упущения в этот период могут вызвать ряд серьезных проблем в дальнейшем, начиная с момента поступления ребенка в школу.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.

ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  6. Кем работают твои родители?
  7. У тебя есть сестра, брат?
  8. Как зовут твоих друзей?
  9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  11. Назови дни недели, времена года.
  12. Какое сейчас время года?
  13. Чем отличается зима от лета?
  14. В какое время года на деревьях появляются листья?
  15. Как называется планета, на которой мы живем?
  16. Как называется спутник Земли?
  17. Каких домашних животных ты знаешь?
  18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  19. Чем отличается город от деревни?
  20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
  21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
  22. Ты хочешь учиться в школе?
  23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
  24. Зачем надо учиться?
  25. 25. Какие профессии ты знаешь?
  26. 26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
  27. 27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов

  • Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
  • Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой

У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание

Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

Упражнения

Домашняя подготовительная работа к школе предполагает выполнение упражнений на развитие когнитивных способностей.

Развитие памяти и внимания

Разложите на столе разные вещи (лучше связанные со школьной тематикой — ручку, тетрадь, карандаши, альбом). Когда ребёнок выйдет из комнаты, поменяйте предметы местами или уберите что-нибудь. Вернувшись, он должен сказать, что изменилось.

Развитие воображения

Разложите картинки на школьную тему (как ёжик опоздал на урок, например). Без 5 минут первоклассник должен сочинить по ним связный рассказ.

Развитие мышления

Составьте ряд чисел (от 10 до 25), расположенных хаотически. Предложите дошкольнику вычеркнуть из него определённую цифру (2, например), сколько бы раз она не встречалась.

Развитие речи

Устраивайте праздники школьных вещей. Например, сегодня — праздник шариковой ручки. Расскажите, как она устроена, как работает, какие функции выполняет. Дайте задание сочинить про неё сказку. Так будет пополняться словарный запас, развиваться грамматический строй речи.

Развитие мотивации

Читайте сказки о том, как животным и детям, не посещающим школу, приходится трудно в жизни. И наоборот — как весело и полезно учиться в ней.

Ежедневное выполнение 1-2 упражнений такого рода — отличная психологическая подготовка к школьному обучению.

Изучаем мотивационную (личностную) готовность

Мотивационная готовность подразумевает стремление ребенка к посещению школы, вызванное каким-либо мотивом. Можно выделить адекватные и неадекватные. К первым относятся:

  1. Учебный. «Хочу в школу, чтобы научиться чему-либо, развиваться», «Потому что мне нравится учиться». Для его формирования нужно заниматься с ребенком дома или водить в кружки.
  2. Познавательный. «Мне учиться нравится, там рассказывают много интересного. Я узнаю много нового». Это самый нестабильный мотив. Даже если он есть (обусловлен любознательностью ребенка), то может быстро потеряться.
  3. Позиционный. «Хочу быть как ты, мама. Ты на работу, а я на работу в школу». Этот мотив связан с потребностью значимости.

Что такое неадекватные мотивы? Это те случаи, когда мотив вроде и есть, а вроде и не имеет отношения к учебе. То есть это не те мотивы, которые нам нужны. Тем не менее их тоже нужно знать, чтобы при необходимости выявить и искоренить:

  1. Игровой. «Скорее бы в школу. Там все мои друзья будут, будем играть. На переменах нам будет весело».
  2. Социальный. «Учиться нужно, чтобы получить потом профессию и самому обеспечивать свою жизнь». Не удивлюсь, если вы не понимаете, чем плох сей мотив. Дело в том, что описанное «заглядывание» в будущее в норме возникнет только в подростковом возрасте. Вероятно, сейчас ребенок всего лишь повторил это за кем-то, хотя сам так не считает. А это в свою очередь свидетельствует о несформированной личной позиции.
  3. Не имеющие отношения к учебе. То есть ребенок может предвкушать покупку новой формы, портфеля. Того, что не нужно будет спать на тихом часу. Или просто потому что надо.

Оценить мотивационную готовность вы можете самостоятельно с помощью простого метода. Спросите напрямую, хочет ли ваш ребенок в школу. Если ответ положительный, то уточните, что именно его привлекает.

Как узнать мотивы ребенка

Существует один прием. Проявите фантазию и составьте интересный для вашего ребенка (вы же его лучше знаете, чем я) рассказ про группу ребят из 6 человек со всеми вариантами мотивов (на каждый мотив по ребенку). Например, кто-то жаждет научиться читать, а кто-то радуется красивому портфелю. Затем спросите: «Кто из этих ребят тебе больше нравится?». На основе ответа и можно говорить об истинном мотиве поступления ребенка в школу. Дошкольникам свойственно проецировать себя на героев сказок, книг.

Если же ребенок сразу отвечает, что в школу не хочет, то возможны два варианта: «еще не хочет» и «уже не хочет». Однако это необязательно значит неготовность. Возможно, просто у ребенка имеется негативное представление об обучении на фоне собственного или чужого опыта.

Иногда родители с малых лет (3-4 года) начинают водить ребенка по учителям или приглашать их на дом. Не исключено, что ребенок «задушен» учебой. Вторая возможная причина нежелания идти в школу – опыт брата или сестры (ему много задают, родители ругают).

Оценить отношение ребенка к себе, другим, миру позволит наблюдение за ним во время игры. То есть то, как он держится в кругу сверстников и как те принимают его, как он выходит из конфликтных ситуаций, идет ли на уступки, чувствует ли себя участником группы.

Прямые и откровенные беседы – еще один самый простой способ заглянуть во внутренний мир своего ребенка. Как правило, дошкольники открыты, с удовольствием делятся всем. Конечно, если ребенок не запуган родителями. Но вы ведь не из таких? Значит, беседа сложится.

Как сформировать адекватный мотив

Для того, чтобы поспособствовать развитию положительного отношения со стороны вашего чада к обучению и подготовить его к поступлению в школу, нужно ориентироваться на базовые обязанности родителей:

Опишите процесс обучения, предстоящие обязанности и права

Важно не придавать им эмоциональную окраску, особенно негативную. Вы просто вводите ребенка в курс дела, не уговариваете и не запугиваете.
Работайте над познавательными мотивами

Ребенок должен ориентироваться на содержание.
Объясните на примерах значимость режима, уроков, расписания.
Работайте над саморегуляцией ребенка.
Изучите каждый компонент готовности у вашего ребенка и при необходимости поработайте над ним.

Взаимодействие с ребенком, естественно, исключает разрушающие стили воспитания: авторитарность, диктатуру.

Не пугайте ребенка школой. Не «отыгрывайтесь» на нем.  Не говорите фразы типа «Вот в школе ты попляшешь

Там тебя мама не заберет после половины дня», «А то ли еще в школе будет».
Важно формировать уважение к обучению. Но для этого вы действительно сами должны так думать.
Не забудьте добавить, что вы верите в силы ребенка

Если что – поможете.
Произнесите, что уверены в том, что процесс пойдет гладко и легко.

Критерии подготовленности ребенка к школе

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;

желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;

управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;

владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;

проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;

отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;

отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;

умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.. Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития

В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать

Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

Основные компоненты готовности ребенка к школе

Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний

Предпосылка возникновения этих мотивов — общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

Волевой компонент — умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя — внутренняя, диалогическая — монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.

Физиологический компонент – это навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.. Понятие «готовность к школе» включает в себя все итоговые интегративные качества выпускника

И роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе

Понятие «готовность к школе» включает в себя все итоговые интегративные качества выпускника. И роль психолога важна в развитии практически всех компонентов готовности к школе.

Простроить работу можно путем организации психологического сопровождения, т.е. такой системы работы, которая обеспечивает формирование у ребенка качеств, обеспечивающих плавное вхождение ребенка в учебно-воспитательный процесс.

Смысл психологического сопровождения заключается в содействии гармоничному психическому и физическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.

Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Диагностика дошкольников имеет большое значение. Педагог должен не только, квалифицировано обследовать детей, но и наметить пути коррекции.

Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребёнка

Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего первоклассника. Не менее важно, чтобы в своей педагогической деятельности взрослые опирались на советы и рекомендации психолога

Уважение к науке психологии, понимание значимости её законов и стремление жить, руководствуясь ими, — важная составляющая успешной адаптации человека к любым новым жизненным условиям. Вот почему занятия психолога с детьми – обязательный элемент в системе подготовки ребёнка к школе.

Психологический подход к пониманию готовности ребенка

Психологическая готовность ребенка к школе несколько отличается от педагогической – тут нет необходимости сформированности определенных качеств и умений, а лишь наличие предпосылок к их развитию. Получить необходимые новообразования психика может только в процессе выполнения новой деятельности, являющейся основной на данном этапе личностного развития, то есть потребность формирования психологических свойств отсутствует, а существует необходимость оценки ситуации возможности ребенка развить заложенные умения.

Учебная деятельность – определяющая в школьном процессе, поэтому на предшествующем этапе важно формирование интереса и мотивации к усвоению знаний. Наличие живого интереса и любопытства – главные моменты, помогающие достигать высоких результатов

Личная мотивированность ребенка в образовании является той внутренней опорой, которая поможет преодолевать возникающие трудности.

Мотивация эта должна быть очень устойчивой и стать частью внутренней картины мира ребенка, иначе после того, как естественный интерес к новой среде пропадет, возникнут первые трудности, исчезнет и старание, и выполнение требований школы.

Мотивы могут быть социальными и отражать желание нравиться окружающим, достигать нового, стремиться к выбранной профессии. Также это познавательные процессы – удовлетворение естественного для данного возраста любопытства к пониманию, как устроен мир. Социальные аспекты, основанные на потребности одобрения родителей, могут в скором времени дать сбой. А вот если эта направленность основывается на стремлении занять определенное положение (например, быть услышанным в споре с взрослыми), войти в другую социальную группу (общаться по интересам, уровню развития или отделиться от младших детей), тогда мотивация становится устойчивой.

Следующая психологическая составляющая готовности ребенка к школе – это умение ориентироваться в социальных нормах и корректировать свое поведение относительно реакции окружающих. Тут задействуются механизмы социальной иерархии, подчинения, структуризации – многие поведенческие аспекты, не поддающиеся коррекции в семье легко могут быть скорректированы коллективом. Происходит умение выделять главное, отстаивать свою позицию в принципиальных вопросах и подстраиваться по мнению окружающих в нормах, неподвластных изменению.

Поощрение самостоятельности на подготовительном этапе поможет школьнику лучше справляться с требованиями системы. Те дети, за кого все решения принимали родители, а при малейших затруднениях решали задачу вместо ребенка, рискуют оказаться абсолютно беспомощными впервые же дни обучения. Помимо внимательного выполнения инструкций есть большое количество заданий и ситуаций, где ребенку предстоит разбираться самостоятельно и развитие этого навыка заранее позволит окончательно им овладеть.

Эмоционально-волевые аспекты относятся к поведенческим проявлениям психологической готовности. Умение концентрироваться на речи учителя, находиться в определенном классе, сидеть на своем месте, выдерживать временное расписание занятий и перерывов непосредственно связано с уровнем сформированности способности самоконтроля.

Развитие мышления предполагает выполнение аналитико-синтетической деятельности, элементарных речевых и математических заданий. Базовые категории памяти и внимания, активности познавательных и мнестических процессов также относятся в психологической готовности, но их уровень развития можно установить, применив специальные диагностические методики или обратившись за диагностикой к психологу или дефектологу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector