Лекции — три основных функциональных блока мозга по а.р. лурия — файл n1.docx

«Попробуйте заставить физика объяснить, что такое «сила» или «масса»…»

— Первый вопрос может показаться простым на первый взгляд. Что такое сознание? К какому определению понятия «сознание» пришла современная наука?

— На самом деле, это очень запутанная терминологическая проблема. Начну издалека. На мой взгляд, одна из уязвимостей философии как исторически первой попытки рационального познания мира состоит в том, что она берет слова нашего (русского, немецкого, древнегреческого) языка, понятные нам на обыденном уровне, и пытается обращаться с ними как с научными терминами. Аристотель придумал, что научные термины нужно вводить с помощью определения через «род и видовое отличие»: например, человек есть животное, производящее орудия труда. То есть у него — человека — имеются все существенные признаки животных (он живет, питается, размножается, умирает), но при этом еще и отличительные особенности, другим видам не свойственные. Этот метод хорошо работает в применении к понятиям, обозначающим объекты нашего мира, которые можно объединять в классы большей или меньшей степени общности — мыши, грызуны, млекопитающие и т. п. Такие объекты и их классы обозначаются в языке именами существительными.

А дальше мы совершаем логически неоправданный переход, полагая, что все, что названо каким-либо именем существительным, может быть определено таким образом. Но, например, австрийский философ Людвиг Витгенштейн показал, что этот подход неприменим даже к такому, казалось бы, простому понятию, как «игра». Есть игры настольные, игры командные, игры на свежем воздухе… но нет ни одного «родового» признака, общего для всех видов игр, — признака, который делал бы игру игрой.

Или в университете — в советское время — у нас был преподаватель, который страшно гордился своим главным научным результатом: он обнаружил в работах Ленина целых шесть (!) определений ощущения. Я уже не помню, честно говоря, насколько гениальными и проницательными были эти определения — а мы, по его настоянию, должны были знать их наизусть. Но зачем их шесть?

— Получается, что не так просто дать определение сознания?

— Да, понятия подчас оказываются трудноопределимыми по разным причинам. Некоторые — потому что вводятся в теорию как исходные, через которые определяются все остальные. Попробуйте заставить физика объяснить, что такое «сила» или «масса». Кажется, в школе нам говорили, что масса — это «количество вещества». Но, простите, из какого вещества состоят элементарные частицы, имеющие массу?

Другие — потому что обозначают не объекты, а устойчивые и повторяющиеся функциональные отношения между ними — отношения, делающие мир наглядным и понятным для нас. Таковы, например, «пространство» и «время». Тот же Витгенштейн, кстати, с удовольствием цитирует св. Августина: «Я прекрасно знаю, что такое время, когда меня не спрашивают об этом». Таково же и «сознание».

Но судьба этого термина в русском языке осложняется еще и тем, что у нас он обозначает как минимум два понятия: то, что в английском выражается словом consciousness, и то, что там же обозначается словом mind. Первый смысл представлен в словосочетании «потерять сознание». Опять же, как объяснить, что значит обладать сознанием в этом смысле: «отдавать себе отчет», «понимать, что происходит»? Вряд ли этот ряд синонимов делает сам предмет более понятным. Во втором смысле «сознание» употребляется, в частности, во всеми нами любимых учебниках по философии. Там по старой советской традиции «сознание» противопоставляется «материи». Последняя, кстати, тоже та еще задачка для любителей определений — смотри того же Ленина.

Но любой когнитивный психолог скажет вам, что за этой обманчивой простотой скрывается гигантская вычислительная работа, проделываемая совместно перцептивными, моторными и контрольными модулями нашего «бортового компьютера», к изучению реальных механизмов которой мы пока еще только подступаем. Так вот, чтобы иметь возможность принять решение в этой ситуации, живое существо должно обладать… чем? Сознанием? Но большая часть этой работы совершается без участия сознания в первом смысле слова. А для слова mind в русском языке нет адекватного перевода.

И когда мы в философских учебниках представляем «материю» и «сознание» как дихотомически соотносимые категории, исчерпывающие все, что есть, мы оказываемся в странной ситуации. Весь гигантский «мир» неосознаваемых когнитивных актов — он по какую сторону дихотомии должен оказаться? Мы должны будем или признать существование неосознаваемого сознания, или впасть в гилозоизм, одухотворяя материю.

n1.docx

Тема: «Три основных функциональных блока мозга».

  1. Первый – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга.
  • ретикулярную формацию ствола мозга,
  • неспецифические структуры среднего мозга,
  • диэнцефальные отделы,
  • лимбическую систему,
  • медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
  • Общие генерализованные изменения активации мозга, являющиеся основой различных функциональных состояний. Связан с длительными тоническими сдвигами в активационном режиме работы мозга, с изменением уровня бодрствования. Связан преимущественно с работой медленно действующей системы регуляции активности.
  • Локальные избирательные активационные изменения, необходимые для осуществления высших психических функций. Преимущественно кратковременные физические изменения в работе отдельных структур мозга. Обеспечивается более быстро действующей активационной системой, регулирующей протекание различных ориентировочных реакций.
  • восходящие (проводящие возбуждение от периферии к центру)
  • нисходящие (направляющие возбуждение от центра к периферии).

Одно из функциональных назначений первого блокаПомимо общих неспецифических функций, первый блок мозга непосредственно связан сПервый блок мозга является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний!

  1. Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации.
  • зрительную,
  • слуховую,
  • кожно-кинестетическую,
  • корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий.
  • Модально-специфические процессы. Модально-специфические пути проведения возбуждения имеют иную, чем неспецифические пути, нейронную организацию и четкую избирательность в реагировании лишь на определенный тип раздражителей.
  • Сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимые для осуществления высших психических функций.
  • Периферического (рецепторного) отдела. Периферические отделы анализаторов осуществляют анализ и дискриминацию стимулов по их физическим качествам (интенсивности, качеству, длительности).
  • Центрального отдела. Центральные отделы анализатора включают несколько уровней, последний из которых – кора больших полушарий. Центральные отделы анализируют и синтезируют стимулы не только по их физическим параметрам, но и по их сигнальному значению.

Функции первичной корыПервичные поля коры по своей цитоархитектоникеВсе первичные корковые поля характеризуются топическим принципом организацииВторичные корковые поля по своей цитоархитектонике Вторичные корковые поля осуществляют!Третичные поля коры задних отделов больших полушарийФункциональное значение третичных полей коры

  1. Третий структурно-функциональный блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности включает:

  • моторные,
  • премоторные
  • префронтальные отделы коры лобных долей мозга.

Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и большим числом двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора со всеми ее корковыми и подкорковыми связями.

  • моторную кору (агранулярную – 4-е, 6-е поля и слабогранулярную – 8-е, 44-е, 45-е поля). Моторная гранулярная лобная кора составляет ядерную зону двигательного анализатора и характеризуется хорошо развитым 5-ым слоем – слоем моторных клеток-пирамид.
  • немоторную (гранулярную – 9-е, 10-е, 11-е, 12-е, 46-е, 47-е поля).

!
Тема: «Три основных функциональных блока мозга»

Научная деятельность

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей

Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики

Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с благоговением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вел многолетнюю переписку.

n1.docx

Тема: «Три основных функциональных мозга блока».

  1. Первый – энергетический блок, или регуляции блок уровня активности мозга.
  • ретикулярную формацию мозга ствола,
  • неспецифические структуры среднего мозга,
  • отделы диэнцефальные,
  • лимбическую систему,
  • медиобазальные отделы лобных коры и височных долей мозга.
  • Общие генерализованные активации изменения мозга, являющиеся основой различных состояний функциональных. Связан с длительными тоническими сдвигами в режиме активационном работы мозга, с изменением уровня Связан. бодрствования преимущественно с работой медленно действующей регуляции системы активности.

  • Локальные избирательные активационные необходимые, изменения для осуществления высших психических Преимущественно. функций кратковременные физические изменения в работе структур отдельных мозга. Обеспечивается более быстро активационной действующей системой, регулирующей протекание различных реакций ориентировочных.
  • восходящие (проводящие периферии от возбуждение к центру)
  • нисходящие (направляющие возбуждение от периферии к центра).

Одно из функциональных первого назначений блокаПомимо общих функций неспецифических, первый блок мозга непосредственно процессами сПервый блок мозга является мозговым непосредственным субстратом различных мотивационных и эмоциональных состояний и процессов

!

  1. блок Второй – блок приема, переработки и хранения исходящей (т.е. экстероцептивной из внешней среды) информации.
  • зрительную,
  • слуховую,
  • кинестетическую-кожно,
  • корковые зоны которых расположены в отделах задних больших полушарий.
  • Модально-специфические процессы. Модально-пути специфические проведения возбуждения имеют иную, неспецифические чем пути, нейронную организацию и четкую реагировании в избирательность лишь на определенный тип раздражителей.
  • интегративные Сложные формы переработки экстероцептивной информации, для необходимые осуществления высших психических функций.
  • рецепторного (Периферического) отдела. Периферические отделы анализаторов анализ осуществляют и дискриминацию стимулов по их физическим качествам (качеству, интенсивности, длительности).
  • Центрального отдела. Центральные анализатора отделы включают несколько уровней, последний из кора – которых больших полушарий. Центральные отделы синтезируют и анализируют стимулы не только по их физическим параметрам, но и по их значению сигнальному.

вторичные первичной корыстимула поля коры по своей цитоархитектонике

Все первичные корковые характеризуются поля топическим принципом организациикорковые Вторичные поля по своей цитоархитектонике

Вторичные корковые поля синтез!зон поля коры задних отделов полушарий больших

значение Функциональное третичных полей коры

  1. Третий структурно-функциональный блок блок – мозга программирования, регуляции и контроля за протеканием деятельности психической.

Блок программирования, регуляции и контроля за психической протеканием деятельности включает:

  • моторные,
  • премоторные
  • отделы префронтальные коры лобных долей мозга.

доли Лобные характеризуются большой сложностью строения и числом большим двусторонних связей со многими корковыми и структурами подкорковыми. К третьему блоку мозга относится лобная конвекситальная кора со всеми ее корковыми и подкорковыми Кора.

  • выделяют кору (агранулярную – 4-е, 6-е поля и слабогранулярную – 8-е, 44-е, 45-е Моторная). поля гранулярная лобная кора составляет зону ядерную двигательного анализатора и характеризуется хорошо слоем 5-ым развитым – слоем моторных клеток-пирамид.

  • гранулярную (немоторную – 9-е, 10-е, 11-е, 12-е, 46-е, 47-е поля).

!

Тема: «Три основных блока функциональных мозга»

Научная деятельность

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчёркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внёс в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов.

При осуществлении метода, который назван близнецовым только ради получения каких-то результатов были специально разлучены в жизни близнецы. Отметим особо — не по социальным предпосылкам, а именно только ради проводимых опытов. В настоящий момент представить себе такие варварские способы изучения деятельности близнецов представит невозможно. Использовались автором А.Р. Лурия близнецы, которые проживали постоянно в детском саду при Московском генетическом институте.

Так же А.Р. Лурия и его сотрудники начинали работать с детьми от 1-го года жизни. Давая им задания, которые дети такого возраста вообще вряд ли могли как-то понять.

Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей

Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.. Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание

Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Лурия имел высокий международный авторитет, являлся иностранным членом Национальной академии наук США (1968), Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почётным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почётным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (фр.) (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с уважением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку.

Лауреат премии имени М. В. Ломоносова I степени (1967) за труды по нейропсихологии.

Презентация на тему: » Функциональные блоки мозга (А.Р.Лурия). Первый блок (энергетический) Анатомическая основа: ретикулярная формация ствола мозга ( клеточная функциональная.» — Транскрипт:

1

Функциональные блоки мозга (А.Р.Лурия)

2

Первый блок (энергетический) Анатомическая основа: ретикулярная формация ствола мозга ( клеточная функциональная система, которая влияет на переход в активное, бодрствующее или сонное состояние) ; диэнцефальные отделы (таламус и др.); лимбическая система; базальные отделы коры лобных и височных долей (внутренние,расположенные ближе к промежуточному мозгу).

3

Функция 1-го блока регулирует общие изменения активации мозга (тонус мозга, необходимый для выполнения любой психической деятельности), контролирует передачу сенсорной информации, идущей через ядра таламуса, придает эмоциональную окраску сенсорным стимулам путем проведения информации к лимбической системе, участвует в вегетативных регулирующих функциях, в том числе во многих жизненно важных рефлексах (дыхательных, рефлекторных актах кашля, чихания и др.), участвует в регуляции позных и целенаправленных движений в качестве одного из двигательных центров ствола мозга.

4

Второй блок (приема, переработки и хранения экстероцептивной информации) Включает в себя центральные части основных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга; в систему этого блока формально включаются и центральные аппараты вкусовой и обонятельной рецепции, но у человека они оттеснены представительствами других анализаторов и им отводится меньшее место.

5

Функция 2-го блока: Основу второго блока составляют первичные или проекционные зоны коры (поля), выполняющие узкоспециализированную функцию отражения только стимулов одной модальности. Их задача идентифицировать стимул по его качеству и сигнальному значению (тончайшее отражение свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения); Ощущение это npocmeйшuй психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии раздражите- лей на соответствующие рецепторы.

6

Вторичные поля 2-го блока Вторичные поля представляют клеточные структуры, морфологически и функционально как бы надстроенные над проекционными. Вторичные поля обеспечивают превращение импульсов от анализаторов в образы, которые на уровне психики соответствуют процессу восприятия. Восприятие процесс отражения в психике человека предметов и явлений в целом, в совокупности их конкретных свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.

7

Третичные поля 2-го блока ‘Третичные поля (ассоциативные, зона перекрытия) принимают на себя наиболее сложную функциональную нагрузку. Они находятся вне ядерных зон и в основном расположены в промежутке между вторичными полями или по их периметру. Третичные поля обеспечивают психологическое целостное восприятие мира и комбинации пространственных, временных и прочих характеристик внешней среды. Это переход от непосредственного наглядного восприятия к уровню символических, знаковых процессов, благодаря которым становится возможным осуществление речевой и интеллектуальной деятельности и формирование сознания.

8

Третий блок ( программирования, регуляции и контроля) Включает: — моторные, — премоторные, — префронтальные отделы коры лобных долей мозга кпереди от передней центральной извилины.

9

Функция 3-го блока интеграция информации, собранной со всего мозга в приоритетно ранжированную систему целей, сформированная в префронтальных отделах программа в премоторных зонах обеспечивает пространственно- организованные движения, формирование плана поведения с имеющейся целью и ситуацией, формирование контролируемого поведения, направленного в будущее, тактическое и стратегическое целеполагание.

Системная динамическая локализация

Психические функции характеризуют человека как неповторимую и самобытную личность

Такие индивидуальные характеристики, как память, внимание, мышление, речевая активность, эмоции, имеют базу в цитоархитектонике серого вещества коры головного мозга

Нейронные связи между отдельными клеточными структурами создают устойчивые функциональные блоки, которые несут непосредственную ответственность за адекватные реакции на внешние раздражители. Большинство психических функций не имеют четкого анатомического представительства в головном мозге, часто межнейронные связи образуются между его разными отделами.

Александр Романович Лурия объединяет положения теорий узкого локализационизма и антилокализационизма психических процессов. Пересматриваются такие фундаментальные понятия, как симптом и функция. Доминирующее значение для определения субстрата высшей нервной деятельности придается следующим определениям:

  • синдром;
  • функциональная система;
  • нейропсихологический фактор.

Лурия вводит принципиально новое понятие – структурно-физиологические блоки головного мозга.

Лимбическая система, л-комплекс, эмоции

Второй виток эволюции легко проследить у млекопитающих и птиц.

Теперь к потребности выживания добавился весь эмоциональный спектр. Любовь, радость, сочувствие, грусть, тоска… Список огромен.

Вслед за эмоциями быстренько подтянулась потребность в социуме. Появились понятия «иерархия», «статус», «доминирование».

Что хочет лимбика?

  • Бесконечного комфорта!
  • Хорошо и вкусно кушать.
  • Интересно отдыхать.
  • Постоянно радоваться.
  • Наслаждаться жизнью.
  • Любить.

Чем больше позитива, тем полноценнее реализуется л-комплекс. Тем счастливее человек. И это уже создает проблемы.

В общем поведенческом рисунке лимбика напоминает очень капризного ребенка. Она хочет только радоваться и развлекаться. Все, что ей не нравится и не приносит удовольствия, отторгается на сознательно-подсознательном уровне.

Ссылки

См. также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector