Этика канта (стр. 1 из 2)

Содержание:

Введение

Иммануил Кант (1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии. Родился он в Восточной Пруссии, городе Кёнигсберге. Отец его был ремесленником с достатком и мечтал, чтобы его сын стал пастором. Кант получил пиетисткое воспитание, которое выразилось и в его творчестве. Пиетистское движение, возникшее на исходе XVII столетия, явилось результатом протеста против духовного застоя и перерождения лютеранской церкви. Пиетисты отвергали обрядность, переносили центр тяжести религии на внутреннею убежденность, знание текстов Священного писания и нравственное поведение. В 1745 г. Кант окончил теологический факультет Кенигсбергского университета и в силу недостатка средств был вынужден в течение девяти лет работать домашним учителем, занимаясь в то же время интенсивными философскими изысканиями. Лишь в 1755 г. он стал преподавателем университета в качестве приват-доцента. В университете он преподавал множество дисциплин и имел энциклопедическую образованность. В 1770 г. он стал профессором, а к концу своей научной и жизненной деятельности деканом, а затем и ректором (1786-1790). В 1797 г. он вынужден был уйти в отставку по состоянию здоровья. Так, скупо и в двух словах можно рассказать о внешней канве жизни великого философа, который безвыездно всю жизнь прожил в Кёнигсберге.

Всю свою жизнь Кант подчинил определенным принципам, от которых никогда не отступал, к таковым относятся достижение материальной независимости (Кант все считал и жил строго по средствам) и забота о здоровье. Они, конечно, не были самоцелями, но их соблюдение необходимо было для поддержания работоспособности и творчества. Конечно, здесь мало поэтического, но лишь такой режим жизни позволил Канту выполнить все им намеченное.

В чем заключается моральная философия Канта

Моральная философия Канта основывалась на базовых человеческих ценностях, которые задают ход убеждениям, решениям, поступкам. Свою теорию ученый излагает в двух работах: «Критике практического разума» и «Основах метафизики нравственности». Практический разум — единственное средоточие принципов морального поведения. Маяком в этике Канта становятся не реальные поступки людей, а нормы, проистекающие из «чистой» моральной воли.

Главное правило жизни, которому учит философия Канта

Знаменитый кантовский категорический императив стал центральным положением в его учении о морали. Речь шла о том, что посредством воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если принцип зависит от объекта желания, он не сможет стать моральным законом. И только безусловный принцип может иметь подлинность.

Кант был уверен: что-то будет хорошим, только если оно всеобъемлюще. Поступок не может называться правильным в одной ситуации, неправильным — в другой. Категорический императив описывает это так:

Кант расшифровывал мысль в характеристиках рациональности, которая была для него священна. Люди — единственные на земле существа, способные принимать решения, оценивать варианты и моральный исход своих действий. Рациональность должна стать базовым принципом моральных суждений. Описана мысль была так:

Так Кант говорит о недопустимости использования другого человека для достижения личной цели. Лгать, ловчить, совершать насилие — неэтично, потому что подобным образом другой используется как средство.

Под этот же принцип попадает человеческая лень, потому что в таком случае не выполняется моральный долг «всегда поступать наилучшим образом». Зависимость неэтична, потому что подобным образом люди убегают от жизни и используют рассудок как средство для достижения цели.

Взгляды и теория Канта убеждают в большом значении для него четко выраженного ответного согласия. Манипуляции и принуждения неэтичны, так как не основываются на получении ответного согласия

Кроме того, Кант большое внимание уделял уважению, считая что все разумные существа обладают достоинством. Поэтому любые действия без выраженного согласия — неуважительны

Кант с предубеждением относился к капитализму, считая, что излишества необходимо раздавать нуждающимся. Был также против колониальной политики, полагая, что жестокость и угнетение препятствуют человечности. Кант увещевал, что единственный правильный способ сделать мир лучше — начать с себя.

а) Общая характеристика деонтологической теории.

К характерным чертам деонтологической теории (во всех ее разновидностях) относятся следующие специфические особенности этой теории.

(1) Структура этической теории в большей мере зависит оттого, как в теории определяются и увязываются между собой концепция правильности и концепция блага.93 Будучи телеологической теорией, утилитаризм определяет благо независимо от правильности, а саму правильность определяет как то, что максимизирует благо. В противоположность телеологической, а следовательно утилитаристской, теории деонтологическая теория не специфи-

цирует благо независимо от правильности и не интерпретирует правильность как максимизацию блага. Первичность правильности над благом в деонтологической теории является центральной особенностью этой тео-

92Bioethics: basic writings on the key ethical questions that surround the major, modern biological possibilities and problems / ed. by Thomas A. Shannon. — 4th ed. — Mahwah, New Jersey: Paulist Press, 1993.

-P. 4.

«Нравственность» в этике Канта

Этические старания Канта довольно кратко описывают нравственность человека. Ради самой нравственности мы должны быть нравственными, а не ради своих интересов. Мы должны быть добродетелями только ради добродетели, а не нас самих.

Замечание 2

Важно заметить, что человек должен выполнять свой нравственный долг подобающим поведением. Он не должен делать какие-нибудь хорошие поступки лишь из-за своего нрава, а должен делать это из чувства долга

Лишь человек, который поборол все свои желания и склонности может быть назван нравственным, который способен по своей природе делать добрые поступки.

По мнению мыслителя, нравственный закон не должен напрямую зависеть от обретаемого человеком опыта, он дается нам априори. Стремление к нему не должно нам навязываться посредством Бога, желания к счастью, любым эмоциональным составным. Он должен происходить в нас непосредственно от деятельности практического разума, базироваться на самостоятельности нашей воли, вследствие чего нравственность будет позволять нам оценивать себя как самостоятельную единицу действительности.

Классические вербальные игры

Разумеется, разработчики добавили возможность играть в Угадай число и в города.

В первом случае игрок загадывает число от 1 до 100, а Алиса угадывает его с нескольких попыток. Игрок будет только говорить больше или меньше предложенный вариант по сравнению с загаданным.

Для интереса в игру добавлены факты о том или ином числе. Ассистент будет называть их при попытке угадать число.

Тягаться в знаниях городов с Алисой могут самые эрудированные. Разумеется, алгоритм с интернетом в качестве базы данных человек не одолеет, но самые упорные могут попробовать. Интересно, сколько ходов продержитесь.

Как активировать игру: “Давай сыграем в угадай число” или “Алиса, давай сыграем в города”.

Как это повлияло на меня и как может повлиять на вас

Философия Канта, если глубоко в неё погрузиться, полна противоречий. Но его первоначальные идеи настолько сильны, что, несомненно, изменили мир. И изменили меня, когда я наткнулся на них год назад.

Большую часть времени в промежутке от 20 до 30 лет я потратил на некоторые пункты из вышеперечисленного списка. Мне казалось, они сделают мою жизнь лучше. Но чем больше я к этому стремился, тем опустошённее себя чувствовал. Чтение Канта стало озарением. Он открыл для меня удивительную вещь.

Кант не всегда был помешанным на распорядке занудой. В молодости он тоже любил повеселиться. Он засиживался допоздна с друзьями за вином и картами. Он поздно вставал, слишком много ел и устраивал большие вечеринки. Только в 40 Кант забросил всё это и создал свой знаменитый распорядок. По его словам, он осознал нравственные последствия своих действий и решил, что больше не позволит себе растрачивать драгоценное время и силы.

Кант называл это «развивать характер». То есть строить жизнь, стараясь максимально раскрыть свой потенциал. Он считал, что у большинства не получится развить характер до зрелого возраста. В молодости людей слишком соблазняют различные удовольствия, их бросает из стороны в сторону — от воодушевления к отчаянию и обратно. Мы слишком зациклены на накоплении средств и не видим, какие нами двигают цели.

Чтобы развить характер, человек должен научиться управлять своими поступками и собой. Мало кто сможет добиться этой цели, но Кант считал, что это именно то, к чему каждый обязан стремиться. Единственное, к чему стоит стремиться.

Последствия прогресса

Вопрос о том, как должны применяться технологии, касается не только тех, кто их разрабатывает. Например, нам нужно решить, есть ли у родителей право определять судьбу ребенка на уровне генетики? Приставка био- вс` чаще встречается не только перед словом «этика», но и перед словами «власть» и «политика»: развитие биотехнологий меняет наши социальные отношения. Так, отодвигая старение, мы нивелируем и привычную смену поколений. В свою очередь, это влияет на семью, политику и рынок труда.

Другой вопрос: ведут ли технологии к новой форме «классового неравенства» только на биологическом уровне? Очевидно, что доступны они будут далеко не всем.

Создавая «умные» машины, мы думаем о том, что закладывать в этот мозг и как вместе с роботами будет развиваться человеческая мораль. Мы можем закодировать логику, но возможно ли провернуть то же и с этикой?

Прежде всего машина должна принимать решения, интуитивно понятные человеку, иначе ее будут воспринимать как злого монстра. При этом человеческая этика несовершенна, а решение, верное с позиций морали, программа может посчитать ошибочным. Минимализация ущерба — типичное решение эффективной машины, но людей оно зачастую не устраивает.

Мои впечатления от посещения Городца

Думаю, вы уже догадались, что Городец мне очень понравился. Это ухоженный город, по крайней мере, его исторический центр. Возможно, где-то он производит впечатление лубочного, но достаточно отойти от Музейного квартала, чтобы проникнуться его атмосферой. Очень сильное впечатление производит высокая набережная. Если будете в Нижнем Новгороде или окрестностях, обязательно посетите Городец.

Статья обновлена 27 апреля 2020

Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

Интересные факты из жизни Иммануила Канта

  1. По масштабам своих философских работ Кант стоит в одном ряду с Платоном и Аристотелем.
  2. Иммануил Кант опроверг 5 доказательств бытия Бога, написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, 6 доказательству бытия Бога. Интересен факт, что до сих пор никто его не сумел опровергнуть. Булгаков в известном произведении «Мастер и Маргарита» устами одного героя приводит кантовское доказательство, на что другой персонаж отвечает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки». Фраза стала крылатой.
  3. Как мы уже сказали, Кант ел только один раз в сутки, в остальное же время обходился чаем или кофе. Ложился спать в 22:00, а вставал неизменно в 5 утра.
  4. Вряд ли этот факт можно подтвердить, но существует история о том, как однажды студенты пригласили целомудренного преподавателя в бордель. После этого, когда у него спрашивали о впечатлениях, он отвечал: «Множество суетных мелких движений».
  5. Неприятный факт. Несмотря на высоконравственный образ мышления и стремление к идеалам во всех сферах бытия, Кант проявлял антисемитизм.
  6. Кант писал: «Имей мужество пользоваться собственным умом – таков девиз Просвещения».

  7. Кант был достаточно низкого роста – всего 157 см. (для сравнения, Александр Пушкин, который тоже считался низкорослым, имел 166 см. роста).
  8. Когда к власти в Германии пришел Гитлер, фашисты очень гордились Кантом, называя его истинным арийцем.
  9. Иммануил Кант умел наряжаться со вкусом. Моду он называл делом тщеславия, но при этом добавлял: «Лучше быть дураком по моде, чем дураком не по моде».
  10. Философ нередко подшучивал над женщинами, хотя и был дружен с ними. В шутку он утверждал, что женщинам закрыт путь в рай и приводил в качестве доказательства место из Апокалипсиса, где сказано, что после вознесения праведников на небесах на полчаса воцарилась тишина. А это, по мнению Канта, было бы совершенно невозможно, окажись среди спасенных хоть одна женщина.
  11. Кант был четвертым ребенком в семье, состоящей из 11 детей. Шестеро из них умерли еще в детстве.
  12. Студенты говорили, что во время чтения лекций Иммануил Кант имел привычку фиксировать взгляд на каком-то одном слушателе. Однажды он остановил свой взгляд на юноше, у которого на сюртуке не хватало пуговицы. Это сразу же бросалось в глаза, отчего Кант стал рассеянным и сбивчивым. В конечном счете, он прочитал очень неудачную лекцию.
  13. Недалеко от дома Канта располагалась городская тюрьма. В качестве исправления нравов, заключенных заставляли по несколько часов в день петь духовные песнопения. Это пение так надоело философу, что он написал письмо бургомистру, прося его принять меры «для прекращения скандала» против «громогласного благочестия этих ханжей».
  14. На основе продолжительного самонаблюдения и самовнушения, Иммануил Кант выработал собственную «Гигиеническую» программу. Вот ее основные пункты:
  • Держать в холоде голову, ноги и грудь. Мыть ноги в ледяной воде (дабы не ослабли кровеносные сосуды, удаленные от сердца).
  • Меньше спать (постель – гнездо заболеваний). Спать только ночью, коротким и глубоким сном. Если сон не приходит сам, надо уметь его вызвать (на Канта снотворное действие оказывало слово «Цицерон» – навязчиво повторяя его про себя, он быстро засыпал).
  • Больше двигаться, самому себя обслуживать, гулять в любую погоду.

Теперь вы знаете об Иммануиле Канте все, что должен знать любой образованный человек, и даже больше.

Напоследок рекомендуем оставить на своей страничке в соц.сетях память о величайшем философе. Для этого мы подготовили специальное изображение с портретом Канта и его знаменитой цитатой.

Если вам нравятся биографии великих людей и интересные факты из их жизни, — подписывайтесь на InteresnyeFakty.org в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Личная жизнь теоретика удовольствий

Бытует мнение, что Кант всячески избегал общения с противоположным полом. По его словам, единственной любовью для него была метафизика. Однако на самом деле, это не совсем правда. Семейная жизнь его, в общепринятом понимании, действительно не сложилась, и он никогда не был женат. Некоторые биографы утверждают, что он регулярно бывал в высшем обществе, где прослыл «галантным магистром» и даже дважды собирался вступить в брак.

Сохранилось несколько писем профессору от супруги богатого коммерсанта Марии Шарлотты Якоби-Гёшен. Она была общепризнанной красавицей, но писала с орфографическими ошибками, что не могло не “коробить” мэтра. Была ли у них интимная связь так и осталось загадкой для потомков. Позже, в конце шестидесятых, у Канта сложились теплые и дружеские отношения с графиней фон Кайзерлинг, в дом которых философ был вхож. Он считал ее идеалом женщины, а после ее смерти в девяносто первом практически прекратил общение с женским полом.

Уход из жизни философа: в память об основателе критицизма

Мужчина с раннего детства страдал от частых простуд и умудрился переболеть всеми детскими болезнями, но выжил. Чтобы максимально продлить жизнь и укрепить здоровье, Кант подчинился жесткому распорядку, и это сработало – он фактически пережил всех своих, гораздо более крепких и здоровых, приятелей. Когда он слег, ухаживать за больным вызвалась родная сестра. История Иммануила Канта закончилась 12 февраля 1804 года, когда он на семьдесят девятом году скончался у себя дома. Похоронили его в профессорском склепе на северной стороне Кафедрального собора Кёнигсберга.

В двадцатом веке (35 год) Международным астрономическим союзом одному из кратеров на видимой стороне Луны было присвоено имя Иммануила Канта. С две тысячи пятого года такое же название получил Балтийский Федеральный университет, где во внутреннем дворике установили памятник великому философу.

Дальнейшее развитие учений

Публикация трудов ученого привел Германию, да и весь думающий мир, к брожению умов. Его читали, спорили о его теориях, сравнивали с величайшими умами планеты. Так возникло течение кантианства, у которого и в нашем дни имеются последователи (посткантианство и неокантианство).

Среди самых знаменитых имен, можно назвать Генриха Риккерта, Поля Мишеля Фуко, Георга Вильгельма Гегеля и Артура Шопенгауэра. Из учения Канта выросла идея этического социализма, эмпириокритицизма, а также марксизма.

Интересные факты о немецком философе Иммануиле Канте

Согласно рассуждениям ученого, единственной целью развития человечества является построение идеального правового общества с полным равноправием для всех его членов.

Практически всю свою жизнь Кант жил очень скромно и даже ел один раз в день, ввиду отсутствия средств. Только на склоне лет ему удалось купить собственный дом, который был разрушен во время Второй мировой.

Мужчина жил по жесткому распорядку: спать ложился ровно в десять вечера, а вставал к пяти утра. Во время прогулок в парке горожане сверяли по нему часы.

Мало кто знает, что он был настоящим естествоиспытателем, проводил опыты и исследования в области землетрясений, извержений вулканов и приливных явлений.

Говорят, будто студенты решили развлечь любимого профессора и пригласили его в публичный дом. После посещения сего учреждения он сказал, будто там «слишком много мелких суетных и бессмысленных движений». На этом впечатления его завершились.

Наиболее популярным высказыванием Канта считается следующее: «Нужно иметь особое мужество, чтобы пользоваться собственным разумом».

Кант считал неправомерным и неправильным применение государственных займов, для осуществления боевых действий. Более того, он полагал, что цивилизованное мироустройство возможно только в тех державах, где нет регулярной армии.

Эстетика Канта

Свою эстетику Кант излагает в труде «Критика способности суждения». Философ полагает, что посредине между разумом и рассудком, посредине между познанием и волей находится сила суждения, высшая способность чувства. Она как бы сливает чистый разум с практическим, подводит частные явления под общие принципы и, наоборот, из общих принципов выводит частные случаи. Первая функция её совпадает с рассудком, при помощи второй предметы не столько познаются, сколько обсуждаются с точки зрения их целесообразности. Предмет объективно-целесообразен, когда он согласуется со своим назначением; он субъективно-целесообразен (прекрасен), когда соответствует природе нашей познавательной способности. Констатирование объективной целесообразности доставляет нам логическое удовлетворение, усматривание субъективной целесообразности приносит нам эстетическое удовольствие. Кант считает, что мы не должны наделять природу целесообразно действующими силами, но наше представление цели вполне законно, как субъективно-человеческий принцип, и идея цели, как и все идеи, служит прекрасным регулятивным правилом. Как догматы, механицизм и телеология несовместимы, но в приемах научного исследования они оба примиряются в пытливом искании причин; идея цели, вообще, много сделала для науки тем, что открывала причины. Практический разум видит цель мира в человеке, как субъекте нравственности, потому что нравственность имеет самое себя целью своего существования.

Эстетическое наслаждение, доставляемое субъективно-целесообразным, не чувственно, потому что оно имеет характер суждения, но и не теоретично, потому что оно имеет элемент чувства. Прекрасное, утверждает эстетика Канта, нравится всем вообще и необходимо, нравится потому, что мы рассматриваем его без всякого отношения к нашим практическим нуждам, без интереса и корысти. Эстетически прекрасное приводит душу человека в гармоническое настроение, вызывает дружную деятельность интуиции и мышления, и вот почему оно целесообразно для нас, но целесообразно только в этом смысле, и мы вовсе не желаем видеть в художественном объекте намерения понравиться нам; красота – это целесообразность без цели, чисто формальная и субъективная.

Два периода в деятельности Иммануила Канта

Научно-философскую деятельность Канта можно  разделить на два временных периода: докритический и критический.

Первый период приходится на 50-60-е годы 18 века. На этом этапе ученого интересуют тайны мироздания и он выступает больше как математик, физик, химик, биолог,  то есть материалист, который при помощи научной диалектики старается объяснить законы природы и ее саморазвитие. Основная проблема, интересующая ученого в этот период – это объяснение состояния Вселенной, Космоса. Он был первым, кто связал  приливы и отливы в морях с фазами Луны и выдвинул гипотезу о зарождении нашей галактики из газовой туманности.

В более поздний «критический» период» — 70-80-е годы – Кант полностью переориентировался на проблемы человеческой нравственности и морали. Основные вопросы, на которые ученый старается ответить: что такое человек? для чего он рожден? какова цель существования человечества? что такое счастье? каковы главные законы человеческого сосуществования?

Особенностью философии Иммануила Канта является то, что он сделал предметом изучения не объект, а субъект познавательной деятельности. Только специфика деятельности познающего мир субъекта может определить возможные способы познания.

Биографические данные

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в небольшом городе Кенигсберг, в бедной семье ремесленника. Его мать, крестьянка, стремилась вырастить сына образованным. Она поощряла его интерес к наукам. Воспитание ребенка носило религиозный уклон. Будущий философ с детства имел плохое здоровье.

Кант обучался в гимназии «Фридрихс-Коллегиум». В 1740 году поступил в Кенигсбергский университет, но юноша не успевает доучиться, ему приходит известие о смерти отца. С целью заработать на пропитание семьи, будущий философ работает репетитором на дому в Юдшене в течение 10 лет. На это время приходится разработка его гипотезы, что Солнечная система произошла из первоначальной туманности.

В 1755 году философ получает докторскую степень. Кант начинает преподавательскую деятельность в университете, проводит лекции по географии и математике, и обретает все большую популярность. Он стремится научить своих учеников думать и искать ответы на вопросы самостоятельно, не прибегая к готовым решениям. Позднее, он начинает проводить и лекции по антропологии, метафизике и логике.

Ученый преподает на протяжении 40 лет. Осенью 1797 года, он завершает педагогическую деятельность по причине своего преклонного возраста. Учитывая слабость здоровья, Кант всю жизнь придерживался крайне строгого распорядка дня, что помогло ему дожить до преклонных лет. Он не женился. Философ никогда в жизни не выезжал из родного города, и был в нем известен и уважаем. Он умер 12 февраля 1804, и был похоронен в Кенигсберге.

Теория познания Канта

Одно из основных отличий теории познания Канта в том, что он считал причиной трудности познания действительности — субъект познания, человека и разум. Знание у Канта – совокупность суждений, имеющих одновременно субъективно и объективно достаточное основание. Оно имеет две формы — апостериорное и априорное. 1. Апостериорное получено через опыт. Оно не достоверно и носит предположительный характер, требует проверки на практике. 2. Априорное существует изначально и носит доопытный характер. Доказательств не требует. На такое знание опираются физика и другие естественные науки.

Нельзя не затронуть понимание Кантом разума. Разум – познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания. Рассудок не имеет цели и спонтанен, оперирует предельно общими понятиями, категориями (возможность и невозможность, количество, качество и т.д.), с помощью которых систематизируются первоначальные ощущения. С помощью категорий, рассудок переводит индивидуальное восприятие в общезначимый опыт. Разум же предлагает нечто безусловное в форме идей, представлений о конечной цели, побуждает рассудок к действию. В то же время, цели, что дает разум – невыполнимы, так как абсолютное познание невозможно.

Существует еще одна форма сознания, помимо рассудка и разума — чувственность. Чувственность помогает систематизировать ощущения в своих формах – пространстве и времени. Подводя итог следует привести схему процесса познания, предложенную Кантом: 1. Окружающий мир оказывает воздействие на органы чувств. 2. Органы чувств воспринимают образы в формате ощущений. 3. Сознание систематизирует образы. 4. В разуме человека появляется целостная картина окружающего мира. Данная картина является лишь образом, не имеющим ничего общего с реальностью из-за неразрешимых противоречий и невозможности познания «вещей в себе».

«Вещь в себе». Неразрешимые противоречия

Понятие «вещь в себе» — важнейшее в философии Канта. Это то, что невозможно постигнуть разумом, истинная, внутренняя природа вещи. Человек способен знать лишь явления – вещи в том виде, в котором они существуют в его сознании, образы вещей. Качество же вещей вне своего сознания он понять не в силах. Это абсолютно неопределенное, практически отрицательное понятие.

Окружающую действительность невозможно познать, о чем Кант говорит в работе «Критика чистого разума». Как доказательство этого, Кант приводит антиномии разума, неразрешимые противоречия, возникающие когда человек пытается познать «вещи в себе». Кант обнаруживает четыре подобных противоречие: 1. Конечность/ бесконечность мира – ограниченность мира или отсутствие у него границ в пространстве и времени. 2. Все сложные субстанции состоят из простых частей/ не существует ничего простого. 3. Свобода существует/ причинность главенствует в мире. 4. Бог есть/ Бога нет.

Для каждого из вариантов с помощью разума можно найти логические доказательства, что и приводит в тупик.

Кратко о теории и практике в философии Иммануила Канта

В теоретической философии Кант пытается определить границы и возможности человеческого познания, возможности научной деятельности и границы памяти. Он ставит перед собой вопрос: что я могу знать? как я могу это узнать?

Кант считает, что познание мира при помощи чувственных образов априори опирается на доводы рассудка, и только так можно добиться необходимого результата.

Любое событие или вещь отображаются в сознании субъекта, благодаря полученным через органы чувств сведениям. Такие отражения Кант называл явлениями. Он считал, что мы познаем не сами вещи, а только их явления.  Другими словами, мы познаем «вещи в себе» и имеем свое собственное субъективное мнение обо всем, опираясь на отрицание знания (знание не может появляться из ниоткуда).

По Канту, высший способ познания сочетает в себе использование разума и опору на опыт, но рассудок отвергает опыт и старается выйти за грани разумного, в этом и заключается высшее счастье человеческого познания и существования.

Теория познания Канта

Знание Иммануил Кант определял, как результат познавательной деятельности. Он вывел три понятия, которые характеризуют знание:

  1. Апостприорное знание, которое человек получает из опыта. Оно может быть предположительным, но не достоверным, потому что утверждения, полученные из этого знания, приходится проверять практически, и не всегда это знание истинно.
  2. Априорное знание – то, что существует в разуме до проведения опыта, и не нуждается в практических доказательствах.
  3. «Вещь в себе» — внутренняя сущность вещи, которую разум никогда не сможет познать. Это центральное понятие всей философии Канта.

Таким образом, Кант выдвинул сенсационную для философии того времени гипотезу: познающий субъект определяет способ познания и создает предмет знания. И пока другие философы анализировали характер и структуру объекта, чтобы прояснить источники заблуждений, Кант делал это, чтобы понять, что такое истинное знание.

В субъекте же Кант видел два уровня: эмпирический и трансцендентальный. Первый – это индивидуальные психологические особенности человека, второй – всеобщие определения, что составляют принадлежность человека как такового. Объективное знание по Канту обусловливает именно трансцендентальная часть субъекта, некое надындивидуальное начало.

Кант был убежден, что предметом теоретической философии должно быть не изучение вещей самих по себе – человека, мира, природы, — но исследование познавательной способности людей, определение законов и границ человеческого разума. Подобным убеждением Кант ставил гносеологию на место первого и основного элемента для теоретической философии.

Что нужно для игры

Играть с голосовым ассистентом можно через любой терминал общения. Это может быть:

▸ iPhone либо iPad с приложением Яндекс.Браузер или Яндекс.

▸ смартфон либо планшет на Android с приложением Яндекс.Браузер или Яндекс

▸ браузер Яндекс на Windows-компьютере

▸ Яндекс.Станция, Яндекс.Станция Мини или любая другая колонка с Алисой на борту.

Разумеется, для общения с ассистентом понадобится подключение к сети.

Вот, во что можно играть с Алисой от Яндекса:

Иммануил Кант — первый из величайших немецких философов

Иммануила Канта по праву считают крупнейшим мировым светилом философии после Аристотеля и Платона. Будущий ученый появился на свет в 1724 году в Кенигсберге в семье мастера – шорника. Отец мечтал дать единственному сыну хорошее образование и сделать его служителем церкви. Молодой Кант окончил местный университет и стал зарабатывать себе на пропитание частными уроками, но при этом постоянно повышал свое образование. В результате он защитил диссертацию и начал преподавать в университете логику и метафизику.

Всю свою жизнь Кант подчинил строгому расписанию и пунктуально следовал ему всю жизнь. Биографы ученого отмечают, что жизнь его была бедна на события: свое существование он подчинил полностью интеллектуальному труду.

Ученый имел друзей, но никогда не манкировал своими занятиями  ради общения, мог увлекаться красивыми и умными женщинами, но никогда не позволял страсти увлечь себя и отвлечь от главного, то есть от научной работы.

Вопрос 13. Принцип развития, разработанный в немецкой классической философии.

Немецкая классическая
философия является вершиной рационализма,
в ней обоснована почти беспредельная
мощь человеческого разума. Это философия
истории, культуры, этики, права, государства
и общественной жизни человека.

Немецкая классическая
философия внесла большой вклад в развитие
диалектики, онтологии и гносеологии. В
этот период формировался новый облик
философии в виде специальной системы
дисциплин.

Родоначальник
классической немецкой философии Иммануил
Кант (1724–1804) прошел два периода в своем
творчестве докритический и критический.
Для первого характерны материализм
диалектический подход к решению проблем
происхождения Солнечной системы. Во
второй период Кант в своих работах
«Критика чистого разума», «Критика
практического разума», «Критика
способности суждения» разрабатывает
целый круг проблем: границ познователиных
возможностей человека; природы морали
и эстетики; сущности религии;
целесообразности в органической природе;
о месте человека в мире и его предназначении.

В своей философской
системе Кант вылил:

– способности души
(познавательная, чувство удовольствия
и неудовольствия, способность желания);

– познавательные
способности (рассудок, способность
суждения, разум);

– априорные принципы
(закономерность, целесообразность,
конечная цель). Эти стороны применимы,
по Канту, к природе, искусству и свободе.

Кант учит, что
существуют «вещи в себе», не зависящие
от познающего субъекта. Если бы Кант
последовательно проводил этот взгляд,
то он пришел бы к материализму. Но в
противоречие с этой материалистической
тенденцией он утверждал, что «вещи в
себе» непознаваемы. Иными словами, он
выступал как сторонник агностицизма.
Агностицизм приводит Канта к идеализму.
Идеализм Канта выступает в форме
априоризма – учения о том, что основные
положения всякого знания являются
доопытными, априорными формами рассудка.

Кант сделал
гуманистичесний вывод о том, что человек
– цель, а не средство, мораль не нуждается
в религии. Мотивы политического поведения
должны быть такими, чтобы они могли
стать гласными. Несмотря на отвлеченный
характер требований кантовской морали
– поступай так, чтобы принцип твоего
поведения мог стать всеобщим законом
– его этика стала шагом вперед в
обосновании законности требований
уважения достоинства личности как
высшей ценности на земле. А назначение
человека – сделать конечной своей целью
высшее возможное благо на земле, в том
числе вечный мир, который Кант понимал
как нравственный идеал.

Высшей ступени
своего развития диалектика в идеалистической
форме достигла в философии Гегеля
(1770–1831), который был великим представителем
объективного идеализма.

Гегелевская система
объективного идеализма состоит из трех
основных частей.

В первой части своей
системы – в «Науке логики» – Гегель
изображает мировой дух (называемый им
здесь «абсолютной идеей») таким, каким
он был до возникновения природы, т.е.
признает дух первичным.

Идеалистическое
учение о природе изложено им во второй
части системы – в «Философии природы».
Природу Гегель как идеалист считает
вторичной, производной от абсолютной
идеи.

Гегелевская
идеалистическая теория общественной
жизни составляет третью часть его
системы – «Философию духа». Здесь
абсолютная идея становиться по Гегелю
«абсолютным духом».

Таким образом,
система взглядов Гегеля носила ярко
выраженный идеалистический характер.
Существенная позитивная особенность
идеалистической философии Гегеля
состоит в том, что абсолютная идея,
абсолютный дух рассматривается им в
движении, в развитии. Учение Гегеля о
развитии составляет ядро гегелевской
идеалистической диалектики и целиком
направлено против метафизики. Особенное
значение в диалектическом методе Гегеля
имели три принципа развития, понимаемые
им как движение понятий, а именно: переход
количества в качество, противоречие
как источник развития и отрицание
отрицания.

Иммануил Кант — первый из величайших немецких философов

Иммануила Канта по праву считают крупнейшим мировым светилом философии после Аристотеля и Платона. Будущий ученый появился на свет в 1724 году в Кенигсберге в семье мастера – шорника. Отец мечтал дать единственному сыну хорошее образование и сделать его служителем церкви. Молодой Кант окончил местный университет и стал зарабатывать себе на пропитание частными уроками, но при этом постоянно повышал свое образование. В результате он защитил диссертацию и начал преподавать в университете логику и метафизику.

Всю свою жизнь Кант подчинил строгому расписанию и пунктуально следовал ему всю жизнь. Биографы ученого отмечают, что жизнь его была бедна на события: свое существование он подчинил полностью интеллектуальному труду.

Ученый имел друзей, но никогда не манкировал своими занятиями  ради общения, мог увлекаться красивыми и умными женщинами, но никогда не позволял страсти увлечь себя и отвлечь от главного, то есть от научной работы.

Это интересно: 619,Фернан Магеллан: краткая биография

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector